Человечество обожает игры и играет в них уже очень давно. Игры изначально учили логике, тактике и стратегии, и поэтому первыми начали играть в игры военные. Они разрабатывали свои батальные кампании на карте, расставляя и передвигая свои силы и силы противника и тем самым планировали различные варианты хода сражений. Первые деловые игры как метод обучения были разработаны и применены в Америке в середине двадцатого века для студентов-экономистов. С появлением компьютеров началась активная разработка различных бизнес-игр, которые решали разнообразные учебные задачи. Методы деловой игры позволяют моделировать множество разных ситуаций.

Основная задача деловой игры – научить находить самые оптимальные решения бизнес-задач в процессе игры, чтобы при возникновении реальной ситуации быть способным принять единственно правильные решения, так как процесс был уже разобран и оттренирован в процессе предыдущей игры. Деловая игра как метод активного обучения решает много важных обучающих задач, а именно:

  • во много раз усиливает активность
  • на полную меру поднимает уровень креативного мышления
  • вырабатывает способность рассматривать различные подходы и точки зрения
  • эффективно решать проблемы и предвидеть и устранять осложнения.

Признаками хорошей деловой игры как метода обучения является моделирование ситуаций по аналогии с реальными, типичными ситуациями, многократное повторение тренировочных ситуаций и задач, а также наличие конфликта в игре, так как без этого не существует проблемности и продвижения вперед.

Виды деловых игр

В настоящее время деловая игра как метод обучения используется практически во всех областях, но особенно там, где нужно развивать лидерские качества, а именно менеджменте и управленческих сферах.

Существует много форм деловой игры, например: разработка стратегии, проект, презентация, обучение, и так далее. У каждой формы имеются свои инструменты. Выбор формы деловой игры как , соответственно, зависит от того, чего нужно добиться в результате процесса, какие новые умения приобрести и какие проблемы научиться разруливать.

В настоящее время существует огромное множество деловых игр в качестве метода обучения персонала. Особенно активно они используются в крупных компаниях, при организации в них тренингов для персонала. В 90-х годах большей мере данные тренинги характерны для западных компаний, нежели для российских. Российские компании только начинают развивать тему организации тренингов, и это в целом идет достаточно медленно по ряду причин, а именно – исторически тренинги по развитию персонала — это чисто западный подход, который медленно приживается в России, как правило на тренинги бюджета не хватает, во многих компаниях он вообще не предусматривается.

Деловая игра как метод обучения различном поведенческим качествам и компетенциям является на самом деле мощнейшим средством , особенно тех, кто должен принимать решения, и очень важно, чтобы руководство предприятий это хорошо понимало. Конечной целью любой деловой игры является развитие компании и ускорение достижения ею поставленных бизнес-целей, поэтому важность деловой игры очевидна и бесспорна. Методы, использующиеся в ходе деловой игры, позволяют обучающимся экспериментировать, пробовать различные стратегии, искать наиболее оптимальные и правильные решения проблем.

Темы деловой игры не абстрактны, а совершенно реальны, это проблемы данной компании или предприятия, которые приходится решать на постоянной основе, и чем больше будет потрачено усилий на моделирование ситуаций в тренировочном процессе, тем более реально найти оптимальное решение проблемы, сокращая тем самым затраты или избегая неблагоприятного для компании развития событий.

Сопутствующими, но не менее важными целями деловой игры являются сплочение коллектива, приобретение коммуникативных навыков и умения работать в команде, способность совместно принимать решения, умение выслушивать чужую точку зрения и т.д.

Многочисленные современные деловые игры имеют большое количество видов и разновидностей. Деловые игры могут быть ограничены определенным промежутком времени, а могут быть без ограничения по времени, они могут преследовать различные цели, как например обучение, или выявление лучшего профессионала в какой-то области, или быть направлены на выявление и решение проблем. Они могут быть с известным финальным результатом, который требуется отыскать, или же решение открыто и тогда тут нужны креативные силы и развитие творческих навыков и т.д.

Какими бы ни были деловые игры, все они, несомненно, имеют исключительно позитивный результат, так как их смысл и цель состоят в том, чтобы воспитать эффективный, грамотный, креативный, позитивный, амбициозный персонал, который в таком виде будет приносить максимальную пользу и прибыль своей компании.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт сайт обязательна

Деловая игра - это имитация реальной производственной (управленческой или экономической) ситуации. Создание упрощенной модели рабочего процесса позволяет каждому участнику в реальной жизни, но в рамках определенных правил, сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действия.

Метод деловой игры

Деловые игры (ДИ) являются эффективным методом практического обучения и применяются довольно широко. Они используются как средство познания в менеджменте, экономике, экологии, медицине и других областях.

Активно применяться в мире для изучения науки управления ДИ стали с середины XX века. Весомый вклад в развитие игровых технологий привнесли С.П. Рубинштейн, З. Фрейд и другие ученые.

Данный метод позволяет смоделировать объект (организацию) или сымитировать процесс (принятие решений, цикл менеджмента). Производственно-хозяйственные ситуации связаны с подчинением вышестоящим, а организационно-управленческие с руководством отделом, группой, сотрудником.

Перед игроками можно поставить разные цели, для достижения которых они используют знания основ социологии, экономики, методов управления. Итоги игры будут связаны со степенью достижения целей и качеством управления.

Классификация деловых игр

ДИ можно классифицировать по многим признакам.

Отражение реальности

Реальные (практика)

Теоретические (абстрактные)

Уровень сложности

Небольшой (одна задача, небольшая команда игроков)

«Морской бой», «Аукцион», «Кроссворд», «Кто больше знает», «Презентация»

Имитационная игра

Имитация практики. Участники вместе или индивидуально решают задачу.

«Этика менеджера», «Сплетни на фирме», «Как удержать сотрудника от увольнения?», «Шантаж»

Инновационная

Направлена на генерацию новых идей в нестандартной ситуации.

Тренинги по самоорганизации, мозговой штурм

Стратегическая

Коллективное создание картины будущего развития ситуации.

«Создание нового продукта», «Выход на новые рынки»

Все вышеперечисленные технологии и примеры деловых игр взаимосвязаны. Рекомендуется использовать их в комплексе для эффективной практической деятельности участников и достижения поставленных задач.

Как организовать игру?

Игры осуществляется по определенным правилам.

  1. Темы деловых игр разнообразны, но их условия должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации, проблеме. Игроки могут и не иметь опыта для ее решения, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями.
  2. Общий для всей команды конечный результат, достижение цели, выработанное решение.
  3. Правильных решений может быть несколько. Возможность искать разные пути для решения задачи необходимо заложить в условие.
  4. Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения задачи. Интересная и достаточно сложная ситуационная задача побуждает к творческому поиску и применению знаний.

Этапы проведения

  1. Подготовительный этап. Выявление проблемы, выбор темы и определение задач. Выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией, подготовка материалов.
  2. Ввод участников в игровую ситуацию. Привлечение интереса, целеполагание, формирование команд, мобилизация участников.
  3. Групповая или индивидуальная работа по установленным правилам или без них.
  4. Выводы и анализ итогов самостоятельно и/или с привлечением экспертов.

Проведение деловой игры может быть связано с большим количеством этапов. В ходе проведения игры участникам предстоит определить проблему, рассмотреть и проанализировать ситуацию, выработать предложения по решению проблемы. Завершают работу обсуждение хода игры и пожелания.

Деловая игра «Производственное совещание»

В управлении производством моделирует активная деловая игра по менеджменту. Пример включает в себя характеристику и сценарий деловой игры «Производственное совещание». Проводится в конце курса «Менеджмент», когда студенты уже имеют представление о принципах управления и роли процесса производства.

Участники игры:

  • сотрудники предприятия (7 человек). В совещании участвуют директор, заместитель по производству, начальник технического отдела, начальник цеха сборки, начальник токарного цеха, бригадир, секретарь;
  • группа экспертов (10 человек).

Паровозоремонтный или машиностроительный завод (организация любого профиля со средней или небольшой численностью персонала). Владельцами предприятия не так давно был поставлен новый директор. Он был представлен коллективу и менеджерам завода. Директору предстоит провести оперативное совещание впервые.

План игры «Производственное совещание»

Сценарий деловой игры

Вводная часть

Вступление. Цели и тема игры.

Игровая ситуация

Ознакомление с ситуацией на фирме.

План подготовки к совещанию

  • Рраспределение ролей (7 сотрудников и 10 экспертов)
  • ведущий организует информирование участников игры с на совещании.
  • удаление директора на время в другой кабинет «по производственной» необходимости.
  • далее ведущий доводит до участников информацию о поведении сотрудников на совещании (из характеристик). Присутствующие на совещании отнеслись к новому начальству со скептицизмом и недоверием.

Совещание

Выступление директора, реакция и вопросы от начальников.

Дискуссия и

коллективное обсуждение вопросов.

Каким будет поведение директора на совещании?

Что он может сказать или сделать для налаживания деловых контактов с сотрудниками?

Какие он может принять при подведении итогов первого оперативного совещания?

Подведение итогов

Выводы от экспертов, от участников игры. Самооценка. Решили ли поставленные задачи, достигли ли целей?

Ролевая игра

Вхождение в производственную ситуацию в определенной роли - это интересная деловая игра. Примеры для студентов могут быть самыми разнообразными. Стоит только подключить фантазию.

  1. Ролевая игра «Собеседование». проводит собеседование в виде интервью с соискателем. Вакантная должность - менеджер по продажам. Перед игрой участники читают биографию и характеристику своего героя. После изучения документов (10 минут) руководитель начинает собеседование. При подведении итогов оценивается, как начальник провел собеседование и интервью, проанализировал информацию в документах, какое решение принял. Соискатель оценивает работу руководителя.
  2. Ролевая игра «Конфликтный клиент». Игра проводится в парах. Начальник отдела отвечает на звонок разгневанного клиента по телефону. Клиент высказывает претензии по поводу качества товара. Оценивается, сможет ли менеджер справиться с конфликтной ситуацией и построить разговор должным образом.
  3. Ролевая игра «Оценка профессионализма сотрудника». Игрок с позиции руководителя оценивает деятельность работника, используя информацию об эффективности работы коллектива. На основе данных он заполняет аттестационную форму и готовится к интервью с работником. Обдумывает, как построить беседу, какие вопросы задать. В роли работника может быть молодой специалист, женщина с двумя детьми, передовой сотрудник и другие. В итоге оценивается то, как игрок формулировал вопросы, выделил главное.

Стратегическая деловая игра. Примеры для студентов

Стратегическая игра «Трикотажная фабрика «Стиль»». Руководство трикотажной фабрики планирует расширение рынков сбыта. Для этого требуется производить более качественную и востребованную продукцию. Кроме того, планируется запустить несколько новых технологических линий.

Уже давно планировалось заменить оборудование в нескольких цехах. Проблемой стал недостаток финансовых ресурсов, связанный с крупной дебиторской задолженностью. Какая стратегия является приемлемой в данной ситуации? Что может предпринять руководство завода? Прогноз на основе данных таблицы. Несколько показателей финансово-хозяйственной деятельности рекомендуется представить за три года.

Примерные темы игр по менеджменту

Примеры деловых игр

Групповая дискуссия

«Принятие управленческих решений. Выбор кандидатуры на должность директора»

«Организационная культура студентов колледжа»

«Цикл менеджмента в учебном заведении»

Ролевая игра

«Аттестация персонала»

«Как попросить прибавку к зарплате?»

«Переговоры по телефону»

«Заключение контракта»

Эмоционально-деятельностная игра

«Этика делового общения. Служебный роман»

«Конфликт между начальниками отделов»

«Деловое общение. Увольнение сотрудника»

«Справиться со стрессом»

Имитационная игра

«Эффективность контроля»

«Разработка бизнес-плана»

«Деловое письмо»

«Подготовка годового отчета»

Метод игр и метод кейсов

При планировании деловой игры рекомендуется сочетать разные ее формы. Игра может содержать кейсы (ситуации). Кейс-метод отличается от метода деловых игр, так как он ориентирован на поиск и решение проблемы. Примеры деловых игр связаны с развитием умений, формированием навыков.

Таким образом, кейс - это модель определенной ситуации, а деловая игра - модель практической деятельности.

Метод деловой игры позволяет доступно преподнести принципы менеджмента и процессы принятия решений. Основным преимуществом игр становится активное участие группы, команды игроков.

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области Пензенский агропромышленный колледж

Классный час

Тема разработки: «Я-профессионал»

Форма проведения: деловая игра

Адресат: студенты

ФИО куратора : Дашкина Венера Шавгятовна

Пенза

2017

Пояснительная записка

Сегодня, в условиях социально-экономических изменений в общественной жизни, система воспитания требует качественно нового подхода к организации воспитательной работы с учащейся молодежью в учреждениях профессионального образования. В совместной деятельности всех участников педагогического процесса, немаловажная роль отводится куратору учебной группы. Куратор - педагог-профессионал, посредник между обществом и учащимися в освоении культуры, организующий условия для профессионального и личностного становления молодежи через разнообразные виды воспитывающей деятельности. При этом важно учитывать то, что педагогическую ценность воспитательной работы определяет не количество мероприятий, а разнообразие их форм и содержания. Одной из форм воспитательной работы является деловая игра.

Игра - это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Деловая игра используется для решения комплексных задач, развития творческих способностей, формирования определенных знаний и умений, дает возможность учащимся понять различные позиции в решении проблем.

Деловые игры применяются для имитационного моделирования реальных механизмов и процессов. При этом отрабатываются навыки принятия решений в условиях взаимодействия, соперничества (конкуренции) между различными решающими сторонами. В деловой игре могут моделироваться отношения конкурентной борьбы или взаимодействия, а также отношения соревнования между сторонами.

Алгоритм деловой игры:

I ЭТАП ПОДГОТОВКИ

разработка игры: ввод в игру:

разработка сценария

постановка проблемы, целей

план деловой игры

условия, инструктаж

общее описание игры

регламент, правила

распределение ролей

подготовка материального обеспечения

формирование групп

консультации

II ЭТАП ПРОВЕДЕНИЯ

работа в группах

выполнение индивидуальных заданий

тренинг

III ЭТАП АНАЛИЗА И ОБОБЩЕНИЯ

вывод из игры

анализ, рефлексия

оценка и самооценка работы

выводы и обобщения

Деловая игра - это аналог профессиональной культуры, чем она сложнее, тем глубже процесс становления профессионализма участников игры, тем богаче потенциал профессиональных возможностей данного человека.

Формы и последовательность действий куратора заключаются в следующем:

Представление исходной информации .

Постановка целей и задач. Обсуждение исходной информации. Демонстрация возможных практических результатов. Обсуждение учащимися вопросов оптимизации игрового занятия. Формирование психологического контакта.

Организация деятельности учащихся.

Контроль за соблюдением последовательности выполнения ролевых функций. Применение заранее подготовленных приемов по укреплению дисциплины и оптимизации процесса деловой игры. Поощрение мышления вслух, оказание помощи в «тупиковых» игровых ситуациях и т.д.

Создание оптимального эмоционального режима .

Оптимизация эмоционального режима осуществляется эмоционально значимыми средствами:

Речевыми; - мимикой; - жестами;

Предметами; - документами; - видеозаписями;

Слайдами; - звукозаписями; - схемами, графиками.

Организация обсуждения результатов.

Постановка задачи на текущем этапе. Подведение итогов.

Организатор игры должен четко и конкретно представлять игровые цели и методы. Недопустима неопределенность и двусмысленность, так как это вызывает отрицательную реакцию участников, резкое снижение планируемых результатов.

Цель : развитие готовности личности к самостоятельной профессиональной деятельности; актуализация источников социально-экономического опыта для профессионального становления учащихся.

Задачи:

1. Помочь будущим специалистам-профессионалам определить уровень своей готовности участвовать во взрослой экономической жизни общества, сравнить и проанализировать свою конкурентоспособность и профессиональную компетентность, задуматься о своем призвании.

2. Развивать представления о профессионально значимых качествах, стремление учащихся к достижению жизненного успеха, конкурентоспособности во всех сферах жизнедеятельности; способность к группоориентированному поведению.

3. Воспитывать потребность в созидательной деятельности, творчестве, положительное отношение к труду.

Оборудование и реквизит: бумажные банкноты «Профи», карточки с указанием ролей (президент и работник) из расчета 1: 5, бланки учета дохода фирмы, таблица «Профессионал», таблицы «Модель Профессионала» по количеству участников, бланк «Фотография дня», тест «Чувство времени», ведомость учета расходов и доходов

Место проведения: учебный кабинет

Время проведения игры . Игровое время организовано в виде нескольких циклов, между которыми делается пауза для проверки правильности оформления документов (таблиц), анализа ситуации и подведения промежуточных итогов. Общее время на проведение игры 1ч 20 мин.

Участники: студенты 1-2 курсов

Общие сведения об игре . В игре моделируется деятельность нескольких фирм. Участники играют роли совета фирмы. Игра моделирует установление трудовых отношений между президентом и сотрудниками фирмы.

Планируемый результат . Осознание участниками необходимости учитывать имеющиеся экономические ограничения при принятии любого более или менее ответственного решения; формирование установки на активные самостоятельные действия; развитие представления о профессионально значимых качествах и стимулирование профессионального саморазвития.

Правила игры . В начале деловой игры создаются фирмы, которые в результате игровых действий должны накопить капитал. Капитал выражается в денежных единицах, называемых «ПРОФИ», который можно натурализировать, т.е. представить в виде бумажных банкнот (см. образец в Приложении 1). На каждом этапе свои условия зарабатывания денег.

Игру отслеживают эксперты, которые оценивают деятельность фирм. Также эксперты имеют право после каждого цикла (этапа) оценивать игроков, проявивших себя в каком-либо плане (творчество, логика, лидерство и т.д.), выдавая банкноты (или жетоны) стоимостью в 1000 ПРОФИ.

В игре моделируется профессиональный рост участников по количеству заработанных денежных единиц:

УЧЕНИК - 1000 ПРОФИ МАСТЕР - 3000 ПРОФИ

СТАЖЕР - 2000 ПРОФИ ПРОФЕССИОНАЛ - 4000 ПРОФИ

В конце игры при подведении итогов фирмам присуждаются ТИТУЛЫ:

«Предприниматель» - за проявление творчества, инициативы.

«Карьера» - служащие достигли заметных успехов (рост по служебной лестнице).

«Состояние» - самый высокий уровень жизни (дохода).

План игры

1 цикл «Создание фирмы»

Ведущий. Профессиональная деятельность требует определенных знаний, навыков и умений. Безусловно, у каждого из вас они в той или иной мере уже есть. Давайте составим так называемое «резюме», которое отражало бы ваши профессиональные знания и умения: что закончили или где учитесь, какой разряд имеет, биографические данные, увлечения, сколько хотели получать за свой труд. Но сначала определим роли, которые вы будете играть в фирме.

(Раздаются карточки с указанием определенной роли (президент фирмы и работник. Время на подготовку 3-5 мин)

«Резюме» президентов

Ведущий. Верить в свою исключительность необходимо любому человеку, а президенту фирмы особенно. Подумайте, в чем проявляется ваша исключительность, и продолжите фразу: «Я самый…» Аргументируйте утверждения, например, «Я самый предприимчивый, т. к…», «Я самый умный, т. к…» и т. п.

Чем ярче, убедительнее вы себя представите, тем больше сотрудников вы наберете в свою фирму. Участники деловой игры могут задавать вам любые вопросы, подвергая сомнению вашу исключительность, требовать аргументов в пользу того или иного утверждения.

А вам, «работники», необходимо внимательно выслушать выступления «президентов», т.к. вам необходимо будет сделать выбор - в какую фирму, соответственно, к какому президенту, идти устраиваться на работу со своим «резюме».

2) «Резюме» работников.

Ведущий. В условиях безработицы человеку, потерявшему источник дохода, приходится искать себе новую работу, обращаться на биржу труда или непосредственно на фирмы или предприятия. Это требует определенных навыков и понимания того, что в сложившейся ситуации очень многое зависит

именно от активности самого человека. Сейчас работники попытаются найти себе работу в различных фирмах. Для этого необходимо определить для себя, к какому президенту вы хотели бы пойти работать и предложить в качестве рекламы свое «резюме». Задача президентов состоит в том, чтобы набрать себе штат и создать фирму. Фирмы, набравшие наибольшее количество сотрудников, будут между собой конкурировать.

(Эксперты наблюдают за ходом игры и подводят итоги первого цикла : определяются фирмы (их может быть несколько), набравшие большее количество сотрудников и которые будут дальше участвовать в игре. Каждый сотрудник, получивший работу, приносит фирме 1000 ПРОФИ, таким образом, фирма получает начальный капитал, составляющий количество ПРОФИ, заработанные «Самым…» президентом + ПРОФИ по количеству сотрудников фирмы. По усмотрению экспертов количество сотрудников фирм можно уравнять на основе общей договоренности.

В каждой фирме выбирается бухгалтер, который будет фиксировать доход фирмы, т.е. количество заработанных ПРОФИ. Необходимо заранее подготовить бланки учета дохода фирмы (см. Приложение 2) по количеству фирм-участников (4-5 бланков).

2 цикл «Модель профессионала»

Ведущий. Для того чтобы достичь цели, необходимо, по меньшей мере, четко ее представлять, понимать, к чему идешь. Именно этим мы сейчас и займемся. У нас с вами есть три этапа, чтобы составить «Модель профессионала»

На первом этапе у каждого из вас есть 5 минут для того, чтобы составить собственную модель профессионала. Для этого нужно заполнить таблицу «Профессионал» (см Приложение 3). Эту часть работы вы выполняете индивидуально.

На втором этапе вы свои предложения обсуждаете в фирмах, чтобы составить обобщенную модель профессионала. Для этого сотрудники фирмы садятся в круг и решают вопрос о процедуре обсуждения: кто и в каком порядке будет высказываться, каким образом будут приниматься решения о включении того или иного качества и умения в обобщенную модель. После принятия правил фирмы приступают к обсуждению. Причем задача каждого участника - убедить всех остальных в том, что именно его предложения наиболее разумны и соответствуют действительности. Обобщенная модель профессионала составляется на основе большего количества предложений. А за каждое учтенное качество или умение служащему присуждается 1000 ПРОФИ. Например, из 8 сотрудников фирмы поступило 6 предложений включить в обобщенную модель профессионала качество ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ, таким образом, каждый сотрудник, предложивший данное качество получает 1000

ПРОФИ и т.д.

В итоге у нас получилось несколько моделей Профессионала, т.к. каждая фирма выработала свою модель.

На третьем этапе перед составлением общей модели я объявляю конкурс на лучшую модель, в результате которого фирма-победитель получает премию в 2000 ПРОФИ. Для этого президенты фирм представляют свою модель профессионала, а эксперты оценивают, после чего составляется общая модель. Здесь уже за каждое учтенное качество фирма получает 1000 ПРОФИ.

( На первом этапе эксперты внимательно следят за самостоятельностью и правильностью заполнения таблиц.

На третьем этапе при анализе результатов необходимо обратить внимание:

на качество модели профессионала (сравнить с моделью в Приложении 3);

на процедуру обсуждения и поведения при этом каждого участника: во время дискуссии следует поощрять высказывания, но не превращать обсуждение в общий разговор или в пререкания с претензиями, должно действовать правило: «Говорит один- остальные внимательно слушают; все вопросы задаются только после того, как выступивший человек закончил говорить».)

Схема этапов цикла:

1 этап

Индивидуальная работа сотрудников фирмы

2 этап

Обсуждение модели в фирмах

1 фирма 2 фирма 3 фирма

3 этап

7

3 цикл «Чувство времени»

Ведущий . Самый главный экономический ресурс - время. Это единственное, что нам никогда и ни при каких условиях не вернуть назад. Потерянный час утрачен навсегда. А как у вас складываются отношения со временем? Умеете ли вы его ценить? Не бывает ли в вашей жизни периодов, когда вы просто не знаете, чем заняться, куда деть время? И помните ли вы о том, чем занимались вчера, несколько дней назад?

Давайте сейчас проанализируем всего один день из вашей жизни. Вспомните с точностью до одного часа, что вы делали, например, вчера или позавчера и заполните бланк «Фотография дня»,вам дается 3 минуты (см Приложение 4).

После заполнения бланка вы обсуждаете в своих фирмах результаты работы и составляете творческий анализ дня. Например, «В течение дня я работаю…часов, ем…раз, отдыхаю…часов. Я читаю…страниц, смотрю телевизор в течение…часов. За один день я успеваю… часов поболтать с друзьями, провести… деловых встреч. Кроме того, я прохожу…км, …раз пользуюсь общественным транспортом.

Когда каждый сотрудник будет представлять свой анализ, эксперты внимательно отметят лучших, которым выдается премия в 1000 ПРОФИ.

Фирмы, наиболее творчески представившие свою «Фотографию дня» зарабатывают 1000 ПРОФИ и соответственно 500 ПРОФИ.

Это задание предназначено для осознания участниками игры необходимости бережного отношения к своему времени, т.к. для юношеского возраста характерна определенная безответственность, разбросанность.

Для разгрузки в виде паузы давайте проведем тест «Чувство времени» (см Приложение 5).

2 этап «Моя минута»

Ведущий . Точное чувство времени является свидетельством адекватного восприятия действительности и высокой работоспособности человека. Профессионалу нужно и то, и другое. Проверим вашу работоспособность. Прошу всех приготовиться и сесть поудобнее, расслабиться, закрыть глаза и слушать меня. По моему сигналу (хлопок в ладоши или команда «начали») все одновременно начинают отсчитывать про себя одну минуту, т.е. считать до 60. Как только вы закончите считать, сразу поднимаете руку.

(Это задание лучше проводить по частям с каждой из фирм, для того чтобы зафиксировать каждого участника. Итоги подводятся следующим образом: если участник закончил счет на числах 56-64, то он получает 2000 ПРОФИ и это свидетельствует о его высокой работоспособности, если 50-55 и 65-70 - 1000 ПРОФИ и это свидетельствует о средней работоспособности.)

4 цикл «Богатенький Буратино»

Ведущий . Настоящий профессионал должен быть расчетливым, вести скурпулезный учет своих финансов, вкладывать свободные денежные средства в прибыльное дело, но вместе с тем ему нужно уметь быть и щедрым. Представьте себе, что вы богатенький Буратино. У вас есть 30 золотых монет. Вы можете оставить их все себе, или отдать 30 монет одному из сотрудников фирмы, или отдать, например, одному - 3 монеты, другому - 10 и т.д. Одним словом, вы - хозяин своего богатства и свободны в своих решениях. На это у вас ровно 3 минуты. Просьба - подаренные вам монеты другим не отдавать, ведь это подарок и надо его сохранить.

(Эксперты обращают внимание на то, чтобы участники правильно складывали (или фиксировали) подаренные монеты и свои собственные. По истечении времени подводятся итоги: выявляется в каждой фирме «Самый щедрый Буратино», т.е. тот, кто больше всех подарил своих монет (он получает 1000 ПРОФИ) и «Самый Богатенький Буратино», т.е. тот, кому больше всего подарили монет (получает 1000 ПРОФИ).

Итоги деловой игры .

Подведение итогов начинается с отслеживания профессионального роста каждого сотрудника фирмы по количеству заработанных ПРОФИ. Определяется, сколько в каждой фирме сотрудников-Профессионалов, сколько - сотрудников-Мастеров, сколько - Стажеров и Учеников. Всем участникам, получившим то или иное звание, можно вручить Сертификаты или дипломы.

После игры целесообразно провести обсуждение ее итогов и результативности действий участников. Для этого можно попросить выступить ребят, заработавших максимальное количество ПРОФИ и получивших звание «Профессионал», о своих впечатлениях. Что они предпринимали, чтобы достичь таких результатов?

Также можно обсудить с участниками слова эпиграфов к каждому разделу игры (их можно оформить в виде плакатов и оформить помещение, в котором будет проводиться деловая игра).

В заключении педагог отвечает на вопросы участников и делает выводы о проведенной игре.

Литература:

Подиновский, В.В. Методические разработки и рекомендации по деловым играм/ В.В. Подиновский, В.Я. Платонов, и др-М

Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/ Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998.

Смолкин,А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. Пособие/ А.М. Смолкин - М.: Высш. шк., 1991.

Абрамова, Г.С., Деловые игры. Теория и организация/ Г.С. Абрамова, В.А. Степанович- Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 192с.

Цзен, И.В.Психотренинг: игры и упражнения/, И.В. Цзен, Ю.В. Пахомов - М.: НФ Класс, 2001. - 259c.

Шаронова С.А. Деловые игры. Учебное пособие/ С.А. Шаронова - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2004. - 166с.

Приложение 1 Образец банкноты


Приложение 2

Бланк учета доходов фирмы

доход

фирмы

доход от Учеников

доход

от Стажеров

доход от Мастеров

доход от Профессионалов

итого

1 цикл

2 цикл

3 цикл

4 цикл

Итого

В графе «Доходы фирмы » фиксируется количество заработанных ПРОФИ только фирмой.

В графах «Доход от Учеников», «Доход от Стажеров» и др . фиксируется количество ПРОФИ, которые принесли сотрудники фирмы в результате своего профессионального роста: каждый сотрудник, получивший по итогам цикла звание «Ученик» приносит доход фирме, составляющий 1000 ПРОФИ, «Стажер» - 2000 ПРОФИ, «Мастер» - 3000 ПРОФИ, «Профессионал» - 4000 ПРОФИ. Например, по итогам первого цикла звание «Ученик» получили все сотрудники фирмы (6 человек), таким образом они принесли фирме доход в 6000 ПРОФИ. По итогам второго цикла звание «Стажер получили только 2 сотрудника, значит доход фирмы составит 4000 ПРОФИ.

Приложение 3 «Профессионал»

Качества профессионала

Основные навыки

Примерная модель Профессионала:

Качества

Навыки

1

Добросовестность

Коммуникация

(общение)

2

Целеустремленность

Креативность

(способность порождать необычные идеи)

3

Настойчивость

Этическая компетентность

(нравственность)

4

Предприимчивость

Адаптивность

(гибкость, навык использовать возможности)

Приложение 4

«Фотография дня»

Имя_____________________________________________

Время

7.00-8.00

8.00-9.00

9.00-10.00

10.00-11.00

11.00-12.00

12.00-13.00

13.00-14.00

14.00-15.00

15.00-16.00

16.00-17.00

17.00-18.00

18.00-19.00

19.00-20.00

20.00-21.00

21.00-22.00

22.00-23.00

23.00-24.00

Вариант анализа дня:

«В течение дня я работаю…часов, ем…раз, отдыхаю…часов. Я читаю…страниц, смотрю телевизор в течение…часов. За один день я успеваю… часов поболтать с друзьями, провести… деловых встреч. Кроме того, я прохожу…км, …раз пользуюсь общественным транспортом».

Приложение 5

Тест «Чувство времени»

Из предложенных вопросов выберите один из вариантов ответа.

Есть ли у вас время, чтобы выспаться среди недели?

Если у вас много дел, а телефонный разговор затянулся, можете ли вы закончить беседу вежливой фразой?

Считаете ли вы, что определенные дела нужно всегда делать в один и тот же день недели?

Если кто-то из членов вашей семьи включает телевизор, садитесь ли вы смотреть эту же передачу, хотя ранее не собирались это делать?

Планируете ли вы за 1-2 месяца, как будете проводить каникулы?

Есть ли у вас время на хобби?

Как вы читаете книги, в которых больше 200 страниц?

Есть ли такой день в неделе, когда вы полностью отключаетесь от всех дел?

Мучают ли вас угрызения совести, если вы что-то не успели сделать?

  1. Да

    Нет

    Чаще всего, да

    Да

    Редко

    Если думаю, что не обижу собеседника

    Нет

    Такое мне не приходит в голову

    Да

    Да

    Только на несколько минут

    Нет

    Нет, так как каждый раз провожу их одинаково

    Нет, так как не знаю, что будет через это время

    Да, чтобы лучше подготовиться

    Жалко тратить на это время

    Нет, хорошо, что его хватает на самое необходимое

    Да

    Если интересно, «глотаю» книгу, оставив все остальные дела

    Читаю ежедневно несколько десятков страниц

    Иногда, но заранее никогда не планирую

    Да, такой день есть

    Тем, кто может себе такое позволить, очень везет

    Да, мне это всегда неприятно

    Да, из-за этого я не могу спать

    Нет, я отношусь к этому спокойно

Согласны ли вы с поговоркой «Делу время - потехе час»?

Часто ли из-за учебы (работы) вам не хватает времени для общения с членами семьи?

Планируете ли вы, как в новом году лучше использовать свое время?

Есть ли у вас привычка записывать все наиболее важные дела, которые предстоят на следующей неделе, в записную книжку или в свой дневник?

Если у вас есть время и возможность сделать что-то необходимое, отложите ли вы это дело на завтра?

Можете ли вы сказать с точностью до 5 минут (разумеется, не глядя на часы), сколько времени занимает та или иная работа или занятие?

Знаете ли вы способы, повышающие эффективность учебы или работы?

Есть ли у вас распорядок дня?

Удается ли вам придерживаться распорядка дня?

  1. Конечно, полностью согласен

    Не знаю

    Нет, думаю, что человек должен больше отдыхать, чем работать

    Да

    Нет, я почти всегда нахожу для этого время

    Иногда

    Да, планирую, но не совсем верю в успех

    Мне для этого не нужен новый год, я это делаю регулярно

    Не вижу в этом для себя никакой необходимости

    Иногда, я записываю только самые важные дела

    Нет, я и так хорошо помню

    Да, стараюсь записать все, что необходимо сделать, чтобы ничего не забыть

    Нет, постараюсь сделать это прямо сегодня

    Все зависит от настроения

    Думаю, что успею все сделать завтра, так и поступаю

    Да, для меня это не составляет труда

    Нет, я не замечаю, как бежит время

    Могу, особенно когда я хорошо себя чувствую

    Да, причем не только знаю, но некоторые из них использую сам

    Знаю, но использую очень редко, и так все получается нормально

    Нет, об этом никогда не задумывался

    Нет, так как я считаю, что и без него я все успеваю

    Нет, просто я об этом не думал

    Да, есть

    Да, мне это практически всегда удается

    Нет, это очень трудно для меня

    Время от времени

Обработка результатов

Сравните свои ответы с приведенным ниже «ключом» и суммируйте полученные баллы.

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вопрос

10

11

12

13

14

15

16

17

18

От 16 до 40 очков . У вас ни на что не хватает времени. Вы за многое беретесь, но редко доводите начатое до конца. Часто забываете о том, что нужно сделать.

От 41 до 80 очков . Вы многое успеваете сделать, но все же иногда у вас не хватает времени из-за определенной неорганизованности. У вас есть резервы, и вам их надо использовать.

От 81 до 110 очков . Вы знаете цену времени, как правило, хорошо используете его. Но вы умеете и отдыхать. Так держать!

От 111 до 168 очков . Вы очень хорошо используете свое время, но иногда нужно и отдыхать от учебы и другой работы.

Приложение 6

Ведомость учета монет

Собственные монеты

Подаренные монеты

расход

остаток

приход

итого

Подаренные монеты

расход

остаток

приход

итого

итого

Деловая игра «Производственное совещание»

Актуальные проблемы в управлении производством моделирует активная деловая игра по менеджменту. Пример включает в себя характеристику и сценарий деловой игры «Производственное совещание». Проводится в конце курса «Менеджмент», когда студенты уже имеют представление о принципах управления и роли процесса производства.

Участники игры :

сотрудники предприятия (7 человек). В совещании участвуют директор, заместитель по производству, начальник технического отдела, начальник цеха сборки, начальник токарного цеха, бригадир, секретарь;

группа экспертов (10 человек).

Паровозоремонтный или машиностроительный завод (организация любого профиля со средней или небольшой численностью персонала). Владельцами предприятия не так давно был поставлен новый директор. Он был представлен коллективу и менеджерам завода. Директору предстоит провести оперативное совещание впервые.

План игры «Производственное совещание»

Сценарий деловой игры

Вводная часть

Вступление. Цели и тема игры.

Игровая ситуация

Ознакомление с ситуацией на фирме.

План подготовки к совещанию Рраспределение ролей (7 сотрудников и 10 экспертов)

ведущий организует информирование участников игры с характеристиками сотрудников на совещании.

удаление директора на время в другой кабинет «по производственной» необходимости.

Совещание

Выступление директора, реакция и вопросы от начальников.

Дискуссия и коллективное обсуждение вопросов.

Каким будет поведение директора на совещании?

Что он может сказать или сделать для налаживания деловых контактов с сотрудниками?

Какие управленческие решения он может принять при подведении итогов первого оперативного совещания?

Подведение итогов

Выводы от экспертов, от участников игры. Самооценка. Решили ли поставленные задачи, достигли ли целей?

Ведущий предлагает участникам поиграть в "полную (стопроцентную) демократию":

Представьте, что демократические принципы распространились не только на политику, сферу государственного и муниципального управления, но и на вашу личную жизнь. Отныне вы и шагу не сможете сделать без того, чтобы не согласовать свое поведение с группой товарищей...

Кресла лучше составить для этого упражнения не кругом, а полукругом, так, чтобы большая часть зала представляла своего рода "арену", на которой будет действовать жертва. Выбирается один доброволец. Он поднимается со своего места. Ведущий, сидя вместе с другими в полукруге, обращается к участникам:

Вот перед нами стоит Александр (Дмитрий, Елена, Наталья...). Что-то он скучает, надо чем-то его занять. Какие будут предложения? [после короткой паузы] Может, пусть он попрыгает на одном месте? Кто за? Кто против? Предложение принято (отклоняется)...

Если предложение отклоняется, то ожидаются новые идеи, которые сразу же ставятся на голосование. Доброволец-жертва воплощает в жизнь решение "парламента".

Исполнитель наравне с другими принимает участие в голосовании. Не обязательно предварительно это сообщать. Ведущий, заметив, что доброволец сам не принимает участия в голосовании, высказывает сентенцию: "А вы почему не принимаете участие в собственной судьбе? Вы же не раб, вы полноценный гражданин!"

Рано или поздно может наступить момент, когда доброволец-жертва категорически отказывается исполнять принятое решение. Тогда его "садят в тюрьму" - отводят в один из углов тренингового зала (который предварительно можно обозначить табличкой "тюрьма").

После 5-10 заданий доброволец-жертва садится на место, его место занимает другой доброволец (если такой вообще найдется). Если добровольца нет, то "доброволец" выбирается голосованием. Игра продолжается.

В конце проводится обсуждение:

Каково быть исполнителем чужой воли?

Что было приятнее, исполнять чью-то волю или диктовать свою волю другим людям?

Какие приемы манипуляции кто заметил?

Было ли чувство обиды? благодарности? какие-то иные чувства?

Как лучше противостоять давлению на тебя со стороны большой группы людей? какие здесь возможны приемы, тактики, стратегии?

Ведущий перед тренингом готовит достаточное количество фишек (число участников x 3). Можно нарезать куски картона, использовать настоящие монеты небольшого номинала. Однако для придания солидности тренингу лучше запастись специальными игральными фишками, продающимися в магазинах ("фишки для покера"). Также желательно приготовить четыре одинаковые коробочки с крышкой.

Вызываются четверо добровольцев. Остальные участники тренинга выходят за дверь. Перед уходом каждый из них получает по три фишки. Важно дать фишки именно перед выходом, чтобы какое-то время участники походили с этими фишками, немного привыкли к ним как к почти личной собственности.

Тем временем ведущий сообщает оставшимся, что их задача - заработать как можно больше фишек. Для этого у них есть только одно средство - вызвать жалость у владельца фишек. Жалость можно вызывать только своим внешним видом, в первую очередь - выражением лица. Ведущий рассаживает "попрошаек" в ряд, выдаёт каждому по коробке, куда надо складывать фишки.

Остальные участники заходят по одному. Им сообщается, что они должны раздать фишки "как подаяние". Можно отдать все фишки одному человеку, можно две отдать одному, а третью - другому, можно раздать по одной. Можно вообще не отдавать фишки или же отдать одну или две. Получив свою фишку, "попрошайка" прячет её сразу в коробочку. Это делается для того, чтобы следующие игроки не могли видеть предпочтений предшественников.

В конце производится анализ. Поднимаются вопросы:

Что двигало игроками, когда они раздавали фишки?

Как старались вести себя "попрошайки"? Как и что они изображали?

У кого хорошо получилось вызвать жалость, у кого плохо?

Ролевая игра "Повышение и увольнение"

Данная игра особо актуальна для группы, которая на этапе заказа определила значимость переговоров в системе «начальник подчиненный».

В ходе анализа участники высказывают свое мнение о том, какие ходы аргументации были выигрышными для них как руководителей, а какие работали против самого подчиненного. Для этого в режиме фронтального опроса заполняется таблица:

Удачные ходы

Ошибки аргументации

По итогам тренеру важно подчеркнуть, что аргументация «не работает», если говорящий не прояснил для себя, какие задачи хочет решить для себя партнер, в данном случае - начальник. А хочет он, в первую очередь, решить вопрос безопасности (чтобы его не подсидели), вопрос стабильности (чтобы без него – как с ним и не хуже), вопрос контроля (держать руку на пульсе).

Важно также подчеркнуть, что руководитель уже в своей вступительной речи оговаривает те критерии, которые считает важными. Если их услышать, зафиксировать и вернуть руководителю как собственный аргумент – велика вероятность «попадания в яблочко». Т.е. аргументы должны ложиться точно в цель, которую можно выделить, если внимательно слушать, понимать и фиксировать услышанное.

«Повышение и увольнение»

Данное упражнение предназначено для отработки тактик самопрезентации и убеждения.

Участники работают в нескольких раундах по четверкам

Инструкция:

В предлагаемом Вам упражнении Вы будете работать по четверкам. Один из Вас будет играть роль руководителя, трое других – роли его подчиненных.

Игровые условия таковы: руководитель пригласил троих свои подчиненных, чтобы сообщить им о необходимости ему уехать на длительный срок (например, на 3 месяца на стажировку за границу). Вместо себя он должен оставить кого-то из них (т.е. фактически, один из подчиненных должен быть повыцен…). С другой стороны, ситуация на рынке требует сокращения одной управленческой единицы, поэтому один из троих по итогам разговора будет уволен.

Взаимодействие в раунде происходит следующим образом:

Сначала руководитель говорит вступительную речь своим подчиненным (1 минута);

Затем подчиненные по очереди высказывают собственные соображения, почему они не должны быть уволены (по одной минуте на каждого);

Выслушав выступления подчиненных, руководитель принимает решение о судьбе каждого из подчиненных, и в течение минуты аргументирует свои решения уволенному и неповышенному подчиненным.

По итогам раунда в карточки участников ставятся баллы:

0 баллов тому подчиненному, чья аргументация руководителю была неубедительной – его уволили…

1 балл тому подчиненному, чья аргументация была недостаточна для того, чтобы его повысили в должности – ему оставили его функционал…

2 балла тому подчиненному, чья аргументация убедила руководителя повысить его…

Подчиненные (кроме повышенного) могут поставить (а могут не поставить) руководителю по одному баллу, если они остались удовлетворены теми аргументами, которые руководитель привел для обоснования своего не самого лучшего для них решения.

Таким образом, в каждом раунде каждый участник может получить от 0 до 2 баллов за собственное умение аргументировать свою позицию и презентовать себя во взаимодействии.

В игре четыре раунда. Даже если Вы встретитесь с одним и тем же человеком второй раз, каждый раз Ваши статусы будут различны. Каждый из Вас побывает в роли руководителя и трижды в роли подчиненного. По итогам упражнения мы проанализируем удачные ходы аргументации.

Ролевая игра "Аэропорт"

Вводятся две роли - "начальник планово-экономического отдела" и "сотрудница" - его подчиненная.

Вводная "начальнику" : "Вы - начальник планово-экономического отдела. Сотрудница Т. не сдала к сроку так важные для Вас расчеты. Вам передали, что она звонила и сказала, что из-за болезни она, видимо, долго теперь не появится. Однако, когда Вы несколько раз звонили ей домой, к трубке никто не подходил. Вы вынуждены теперь улетать в другой город в срочную командировку без нужных данных. Вы очень переживаете. В аэропорту Вы вдруг видите Вашу "больную" сотрудницу с вещами, которая ожидает чего-то у очереди к пункту регистрации отлетающих.

Вводная "сотруднице" : "Вы - сотрудница планово-экономического отдела. Очень неудачно складываются Ваши дела: в самую пору сдачи важного отчета тяжело заболела Ваша сестра, и, поскольку с ней некому сидеть, Вы взяли больничный лист по уходу за ней, и теперь временно живете у нее. Ваш знакомый улетает в краткосрочную командировку в город, где для Вашей сестры приготовлено редкое лекарство. Вы спешите в аэропорт, чтобы попросить его передать Вашей родне в этот город кое-какие вещи и привести от них это лекарство. Вы немного опоздали к рейсу, табло уже не горит. Вы стоите и не знаете, что делать. Вдруг Вас окликает Ваш начальник..."

ДЕЛОВАЯ ИГРА

БИЗНЕС – КЛУБ «В МИРЕ ФИРМ»

(для 10 классов)

Цели игры:

    Сформировать умение учащихся применять полученные знания на практике

    Развивать речь, творческое мышление учащихся

    Воспитывать у учащихся качества менеджера

    Формировать коммуникативные способности

Оборудование:

    Карточки с названием фирм (стоят на столах)

    Карточки с заданиями

    Дипломы

    Призы

    Коробочки для жетонов

Ход игры.

В игре принимают участие 3 – 4 команды по 6 – 8 человек. Каждая команда представляет какую-либо фирму, которую возглавляет директор. Участники сидят за столиками. Отдельно стоит столик для интервью, за которым сидит журналист (учащийся).

Ведущий:

Добрый день, уважаемые директора, менеджеры фирм и гости! Мы очень рады вас видеть сегодня в нашем бизнес – клубе «В мире фирм». Работа бизнес – клуба заключается в том, чтобы выбрать наиболее лучшую фирму, среди присутствующих здесь. В качестве жюри сегодня будут выступать зрители. Сегодня в наш бизнес – клуб «В мире фирм» приглашены представители управленческого персонала трех фирм. Среди них фирма «_________________», фирма «______________», фирма «_______________». Задача зрителей внимательно просмотреть все выступления фирм и выбрать лучшую из них на ваш взгляд. Среди критериев, по которым вы делаете свой выбор:

    Коммуникативные способности

    Творческий подход

Работа нашего бизнес – клуба начнется с презентаций фирм.

(учащиеся представляют домашнее задание)

А теперь проведем пресс – конференцию, на которую приглашаются директора фирм. Прошу вас пройти за отдельный столик ….К нам на встречу пришел журналист, который возьмет у вас интервью, о вашем стиле руководства.

Итак, представляю вам известного журналиста. Это…..(фамилия, имя).

Вопросы для проведения интервью.

(задаются каждому директору все вопросы, отвечают по очереди)

    Представьтесь, пожалуйста.

    Какого стиля руководства вы придерживаетесь в своей работе?

    Почему вы выбрали именно этот стиль руководства? Чем он вас привлекает?

    Какие сложности возникают при применении данного стиля руководства?

    А почему Вы не используете … стиль руководства, ведь он имеет много достоинств?

Большое спасибо всем директорам фирм, прошу вас занять свои места.

В основе любого бизнеса лежит какая–нибудь предпринимательская идея. Без нее фирмы существовать не могут. В голове предпринимателя может возникать множество идей, даже самых безумных. Уважаемые представители фирм представьте себе, что у вас возникла одна из безумных идей. Проанализируйте ее. Докажите, что эта идея принесет вам большую прибыль или только одни убытки.

(менеджер каждой фирмы вытягивает карточку с идеей, время на обдумывание 5 минут)

Варианты безумных идей.

    Вы изобрели съедобную посуду, предназначенную для лентяев. Не хочешь мыть посуду – съешь тарелку. Попробуйте экономически доказать, что, если бы вы занялись этим, то доходы были бы огромны.

    Один владелец кинотеатра установил цены на билеты соответственно весу зрителя. Взвешиваются на весах возле кассы. Особенно радуются этому дети, которые платят вдвое меньше, чем раньше. Докажите, что владелец кинотеатра вскоре обанкротится.

    Вы изобрели радиоэлектронную шпаргалку в виде обыкновенной мухи, которую можно посадить на стол, на одежду, куда хотите. Эти мухи начнут пользоваться спросом. А вам нужно доказать убыточность этого предприятия.

    Вы изобрели контактные линзы для куриц, чтобы они не заклевывали друг друга, а сосредотачивались на корме.

    Вы изобрели новый телевизор, который передает не только изображение и звук, но и запах. Проанализируйте данную идею и докажите ее убыточность.

(Учащиеся по очереди предлагают доказательство успешности применения идей)

Следующее испытание, которое мы приготовили для фирм, это проверка их компетентности в области менеджмента. Каждой фирме я предлагаю ответить на предложенные вопросы, в порядке очереди.

(Участники по очереди вытягивают вопросы (на карточках) и отвечают на них)

Вопросы.

    Назовите качества, которые помогают вам быть успешным менеджером.

    Какие формы контроля вы используете в работе?

    По каким критериям вы выбирали на работу бухгалтера?

    Какие способы мотивации работников вы используете?

    Какой способ коммуникации доминирует в вашей фирме?

    Что вы прогнозируете в своей фирме?

    Какова миссия вашего предприятия?

    Какие формы вознаграждений вы используете?

    За что вы можете уволить работника?

    За что Вы можете премировать работника?

    Какие документы вы выписываете при продаже товара?

    Кто несет материальную ответственность в вашей компании?

    В чем заключается антикризисная программа вашей компании?

    Чем вы привлекаете инвесторов?

    Куда вы инвестируете свой капитал?

В работе менеджер сталкивается с различными ситуациями, в том числе и конфликтными, выход из которых он должен найти.

Сейчас вам будут предложены конфликтные ситуации, в которых может оказаться любая фирма. Ваша задача предложить выход из данной ситуации.

(Фирмы вытягивают карточки с конфликтной ситуацией. Время на обсуждение 5 минут.)

Конфликтные ситуации.

    Вы руководитель производственного коллектива. В период ночного дежурства один из ваших рабочих в состоянии алкогольного опьянения испортил дорогостоящее оборудование. Другой, пытаясь его отремонтировать, получил травму. Виновник звонит вам домой по телефону и с тревогой спрашивает, что же им теперь делать? Как вы ответите на звонок?

    В самый напряженный период завершения производственного задания в бригаде совершен неблаговидный поступок, нарушена трудовая дисциплина, в результате чего допущен брак. Бригадиру неизвестен виновник, однако выявить и наказать его надо. Как бы вы поступили на месте бригадира?

    Подчиненный второй раз не выполнил ваше задание в срок, хотя обещал и давал слово, что подобного случая больше не повторится. Как бы вы поступили?

    Подчиненный игнорирует ваши советы и указания, делает все по-своему, не обращая внимания на замечания, не исправляя того, на что вы ему указываете. Как вы будете поступать с этим подчиненным в дальнейшем?

    Ваш работник систематически не вовремя сдает отчеты о проделанной работе. Как вы с ним поступите?

На любом предприятии работает бухгалтер, который ведет всю отчетность. На своей фирме вы столкнулись со следующей ситуацией: Ваш бухгалтер уехал в командировку, а вам срочно нужно сдать бухгалтерский баланс. На столе бухгалтера вы видите проводки. Расшифруйте их.

Д 01 К 02

Д 01 К 19

Д 51 К 50

И последнее испытание, которое мы приготовили для вас – это инсценировать ситуацию (представители фирм вытягивают карточку с ситуацией). Время для обсуждения – 5 мин.

    Найм на работу

    Повышение по службе

    Разговор менеджера с поставщиком производственных ресурсов

    Разговор руководителя предприятия с банковским служащим о предоставлении кредита.

    Сокращение с работы высококвалифицированного специалиста.

Итак, фирмы успешно прошли все предложенные испытания.

Сейчас начинается работа зрителей. Оцените наши фирмы и выберите ту, которая вам понравилась больше. Если у вас есть сомнения, вы можете сейчас задать фирмам свои вопросы.

(Зрители задают вопросы)

    Коммуникативные способности

    Творческий подход

    Компетенция в области управления

(Подведение итогов)

Сегодня мы с вами обобщили и закрепили знания по менеджменту. Вы смогли эти знания применить на практике, попробовать на себе роли менеджеров, подчиненных, руководителей. Я думаю, что эти знания помогут вам в выборе будущей профессии. Все эти знания вы еще раз примените при создании проекта фирмы.

(вручение диплома)

А теперь подарки от спонсоров за участие в бизнес – клубе.

Спонсоры нашего клуба:

    ОАО «Кондитерское объединение «Россия»» (шоколад – участникам, конфеты – зрителям)

    Коммерческий банк «Зауральский бизнес» (словари – директорам фирм)