Я вовсе не так умен, просто я задерживаюсь на решении проблем дольше.
Альберт Эйнштейн

Меня всегда удивляли и вдохновляли люди, добившиеся выдающихся успехов. И всегда меня интересовал вопрос: как они это делают? То ли это природный талант, присущий человеку с рождения. То ли это индивидуальные способности, которые, как известно, у всех разные. Есть ли какая-то граница, разделяющая обычных и выдающихся людей, через которую обычный человек не может перейти при всем желании?

Книга Малкольма Гладуэлла « » приоткрыла завесу над этой тайной. Кроме всего прочего там есть глава называющаяся Правило 10000 часов . Глава описывает процесс, в результате которого человек становится выдающимся специалистом мирового уровня в своей области. Выдающийся человек – это человек, авторитет которого признается на мировом уровне, который считается лучшим в своей области. Человек, чьи результаты заметно выше остальных, особенно в том возрасте, когда этого никто не ожидает.

Секрет таких выдающихся достижений оказался прост. Заключается он в том, что любое выдающееся достижение требует 10000 часов практики. Оказалось, что любому внезапному успеху предшествуют эти 10000 часов практики. Это правило не зависит от наличия таланта, гениальности человека или других выдающихся способностей. Все, что необходимо это настойчивость и практика.

Есть еще один важный нюанс – практика должна быть постоянной, а не от случая к случаю.

Человек, открывший Правило 10000 часов

Открытие Правила 10000 часов обычно приписывается психологу Андерсу Эриксону. В начале 1990-х он вместе с двумя коллегами провел исследование в Академии музыки в Берлине. С помощью преподавателей студентов-скрипачей разделили на 3 группы. В первую вошли звезды, потенциальные солисты мирового класса. Во вторую – те, кого оценили как «перспективных». В третью – студенты, которые вряд ли могли бы стать профессиональными музыкантами, в лучшем случае – учителями музыки в средней школе.

Оказалось, что в первой группе студенты упражнялись больше остальных – около 10000 часов. У студентов второй группы набралось 8000 часов занятий. Студенты третьей группы набрали только 4000 часов практики.

Аналогичная закономерность была выявлена и у пианистов. Другие подобные исследования выявили ту же закономерность и в других видах деятельности.

Невропатолог Даниель Левитин пишет: Из многочисленных исследований вырисовывается следующая картина: о какой бы области ни шла речь, для достижения уровня мастерства, соразмерного со статусом эксперта мирового класса, требуется 10000 часов практики. В исследованиях, объектами которых становились композиторы, баскетболисты, писатели, конькобежцы, пианисты, шахматисты, матерые преступники и так далее, это число встречается с удивительной регулярностью. Десять тысяч часов эквивалентны примерно трем часам практики в день, или двадцати часам в неделю на протяжении десяти лет. Пока еще никому не встретился случай, когда бы высочайший уровень мастерства достигался за меньшее время. Создается впечатление, что именно столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить всю необходимую информацию.

Как использовать Правило 10000 часов, чтобы достигнуть успеха

  1. Наиболее важный аспект правила 10000 часов – найти то дело, которое вызывает у вас страсть. Выявить то, что вам нравится делать. Что вы любите делать так, что время за этим делом пролетает незаметно.
  2. 10000 часов – это примерно 3 часа в день на протяжении 10 лет. Десять лет кажется очень продолжительным периодом. Но именно поэтому важно сделать первый шаг. Если вы будете заниматься тем, что вызывает у вас страсть, то это время не покажется вам таким уж долгим.
  3. Посчитайте, сколько вам необходимо уделять времени в день на ваше дело, чтобы достигнуть 10000 часов. Возможно, имеет смысл добавить несколько часов работы в выходные, если в рабочую неделю вы занимаетесь чем-то еще.
  4. Помните, что любой внезапный успех занимает 10 лет. Если вы его добьетесь раньше – отлично, но не стоит разочаровываться, если он потребует больше времени.
  5. Начните свой 10000 часовой марафон к успеху прямо сейчас. Все равно терять-то нечего, а получить можно очень многое.

Что вам понадобится для успеха – это Страсть, Амбиции, БИХАГ, Настойчивость .

Мне самому очень импонирует концепция высказанная Джимом Коллинзом в его книгах «Построенные навечно» и « ». В этих книгах он приводит результаты своих исследований, что великие компании делает великими и как "просто хорошую компанию" превратить в великую. Одним из важнейших факторов оказалось наличие у компании БИХАГов. БИХАГи – это большие, волосатые, наглые цели (по английски BHAG – Big Hairy Audacious Goals). Вот, что он пишет про БИХАГ: Настоящий БИХАГ ясен и притягателен и служит точкой фокусирования усилий, часто вызывая колоссальный подъем...

В заключение отмечу, что для большинства людей работа сама по себе довольно трудна и без того, чтобы прилагать еще большие усилия. Эти дополнительные усилия настолько трудны и сложны для большинства, что практически никогда не выполняются. Так, в общем-то, и должно быть. Ведь если бы выдающиеся результаты было бы легко достигнуть, они не были бы так редки. В то время как эксперты очень хорошо разобрались в том, как достигнуть выдающихся результатов, они до сих пор не имеют достаточных знаний в том, что вызывает стремление некоторых людей прилагать эти дополнительные усилия.

Трудно ожидать, что большинство людей достигнет каких-то запредельных вершин. Это требует слишком многого от людей. Но теперь вы, по крайней мере, знаете, что это возможно. Вы это можете, так же как и все остальные, было бы желание.


Впрочем, нет, стать гением – удел немногих, и вам это вряд ли светит. История человечества носит единицы имен тех, кого по праву можно назвать гением.

Но вот экспертом, профессионалом, если хотите – мастером. Это можно! Впрочем, не так просто как кажется и уж точно не быстро: ни много, не мало – 10 тысяч часов, потраченных на обучение, практику и тренировки.

Талант, одаренность – не более чем результат упорного многолетнего труда, стоит лишь ознакомиться с биографиями великих людей, это становится очевидным.

Невозможно добиться успеха без усердной работы. «Одаренность от Бога», «талант от рождения»… все это придумали люди, с одной единой целью – оправдать свои неудачи, реальной причиной которых являет лень.

С другой стороны, каждый, кто станет достаточно усердно трудится, занимаясь любимым делом, на протяжении определенного отрезка времени, рано или поздно добьется успеха.

Сколько времени? 10 тысяч часов.

Эта цифра не придумана. Но находит бесчисленное количество подтверждений, в том числе, является результатом исследований.

Так, учащихся игре на скрипке в Берлинском музыкальном университете условно разделили на 3 группы: скрипачей международного уровня, тех, кто имеет потенциал и тех, кому работать, в лучшем случае, учителем в школе. Выяснилось, что с того момента, как ученик впервые взял в руку скрипку до момента проведения исследования, «таланты» потратили на обучение игре не менее 10 тысяч часов, среднего уровня музыканты – порядка 8 тысяч, будущие учителя в школах – не более 4-х тысяч часов.

Аналогичные исследования были проведены и среди учащихся на пианино, результаты – те же. Позже было установлено, что правило 10000 часов касается не только музыки, но и любой другой области: художественное искусство, писательское мастерство, баскетбол, шахматы, программирование и т.д.

Подтверждение закону 10 тысяч часов легко найти в биографиях великих людей – тех, кого принято считать талантливыми, гениальными: Моцарт, Битлс, Билл Гейтс, Билл Джой – яркие тому примеры.

Хотите стать экспертом, профессионалом, природа обделила талантом?

Уделяя по 3 часа времени ежедневно на свое хобби, или любое иное дело, в котором хотите преуспеть, уже через 10 лет, вы станете профессионалом. Не так то и много, в масштабах жизни. Начиная совершенствоваться с 20-ти лет, уже в 30, если о вас и не заговорит мир, то наверняка вы станете одним из самых высокооплачиваемых специалистов в своей области деятельности. Впрочем, если молодость далеко позади, выделяя ежедневно по 8 часов, цели можно добиться уже через 3,5 года.

Обо всем этом рассказывает в своей книге « » автор бестселлеров «Переломный момент» и «Озарение», Малкольм Гладуэлл.

P.S. Ярким подтверждением этого правила стал « », что посвятил 17 тысяч часов компьютерной игре. Он таки стал лучшим! Впрочем, есть куда более достойные занятия, на которые можно потратить свое время, к примеру, освоить одну из многочисленных .

Малкольм Гладуэлл утверждал, что один из факторов успеха в области творчества - серьёзный вклад труда, например в виде 10 000 часов занятий, в собственное творческое развитие.

«В начале 1990 х гг. психолог Андерс Эриксон вместе с двумя коллегами провёл исследование в Академии музыки в Берлине. С помощью преподавателей студентов-скрипачей разделили на три группы. В первую вошли звёзды, потенциальные солисты мирового класса. Во вторую - те, кого оценили как «перспективных». В третью - студенты, которые вряд ли могли бы стать профессиональными музыкантами, в лучшем случае - учителями музыки в средней школе. Всем участникам задали один вопрос: сколько часов Вы практиковались с того момента, когда впервые взяли в руки скрипку, и до сегодняшнего дня?

Почти все участники начали играть примерно в одном возрасте - лет в пять. В течение первых нескольких лет все упражнялись приблизительно одинаково - около двух-трех часов в неделю. Но примерно с восьми лет стали проявляться различия. Студенты, считавшиеся лучшими в классе, упражнялись больше всех остальных: к девяти годам по шесть часов в неделю; к 12 по восемь часов; к 14 по 16, и так до 20 лет, когда они стали заниматься - то есть целенаправленно и сосредоточенно совершенствовать своё мастерство - более чем по 30 часов в неделю. Таким образом, к 20 годам у лучших студентов в общей сумме набиралось до 10 000 часов занятий. У средних студентов количество часов составляло 8000, а будущие учителя музыки репетировали не более 4000 часов.

После этого Эриксон с коллегами сравнили профессиональных пианистов и пианистов-любителей. Была выявлена аналогичная закономерность. В детстве любители никогда не занимались более трёх часов в неделю, поэтому к 20 годам общее количество часов практики составляло 2000. Профессионалы же, напротив, каждый год увеличивали продолжительность занятий, и к 20 годам каждый из них имел «в багаже» по 10 000 часов упражнений. Любопытен тот факт, что Эриксону с коллегами не удалось найти ни одного человека, который добился бы высокого уровня мастерства, не прикладывая особых усилий и упражняясь меньше сверстников.

Не были выявлены и те, кто, вкалывая изо всех сил, так и не вырвались вперёд просто потому, что не обладал нужными качествами. Опираясь на результаты этого исследования, можно было предположить, что людей, обладающих достаточными способностями, чтобы поступить в лучшее музыкальное учебное заведение, различало лишь то, насколько упорно они трудились. И всё. И кстати сказать, лучшие студенты не просто работали больше, чем все остальные. Они работали гораздо, гораздо больше.

Эта мысль - о том, что достижение высокого уровня мастерства в сложных видах деятельности невозможно без определенного объёма практики, - не раз высказывалась в исследованиях по профессиональной компетенции. Учёные даже вывели волшебное число, ведущее к мастерству: 10 000 часов.

Невропатолог Даниель Левитин пишет: «Из многочисленных исследований вырисовывается следующая картина: о какой бы области ни шла речь, для достижения уровня мастерства, соразмерного со статусом эксперта мирового класса, требуется 10 000 часов практики. В исследованиях, объектами которых становились композиторы, баскетболисты, писатели, конькобежцы, пианисты, шахматисты, матёрые преступники и так далее, это число встречается с удивительной регулярностью. Десять тысяч часов эквивалентны примерно трём часам практики в день, или двадцати часам в неделю на протяжении десяти лет. Это, разумеется, не объясняет, почему одним людям занятия идут на пользу больше, чем другим. Но пока ещё никому не встретился случай, когда бы высочайший уровень мастерства достигался за меньшее время. Создаётся впечатление, что именно столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить всю необходимую информацию».

Это относится даже к тем людям, которые с детства считались чрезвычайно одарёнными. Возьмем, к примеру, Моцарта , который, как известно, начал писать музыку в шесть лет. Вот что пишет в своей книге «Объяснение гениальности» (Genius Explained) психолог Майкл Хоув: «По сравнению с работами зрелых композиторов ранние произведения Моцарта не отличаются ничем выдающимся. Велика вероятность того, что они были написаны его отцом и в дальнейшем исправлялись. Многие детские произведения Вольфганга, такие как, скажем, первые семь концертов для фортепиано с оркестром, представляют собой по большей части компиляцию произведений других композиторов. Из концертов, полностью принадлежащих Моцарту, самый ранний, считающийся великим (N 9. K. 271), был написан им в двадцать один год. К этому времени Моцарт сочинял музыку уже десять лет».

Музыкальный критик Харольд Шонберг идёт ещё дальше. Моцарт, по его словам, «развился поздно», поскольку величайшие свои произведения он создал после 20 лет сочинения музыки. Чтобы стать гроссмейстером, также требуется около десяти лет. (Только легендарный Бобби Фишер пришёл к этому почётному званию быстрее: у него на это ушло девять лет.) А что такое десять лет? Примерно на такой период растягиваются 10 000 часов интенсивного обучения. Эти 10 000 часов - волшебное число величайшего мастерства.

Тут кроется и объяснение того странного факта, что в списках игроков национальных команд Чехословакии и Канады нет молодых людей, родившихся после 1 сентября. Казалось бы, в списках должны обнаружиться хотя бы несколько хоккеистов или футболистов, родившихся в конце года и своим выдающимся талантом проложивших себе путь в верхние строчки рейтингов. Но их нет, и Эриксон не видит в этом ничего удивительного. Талантливого ребёнка, родившегося слишком поздно, не отбирают в команду «все звёзды» просто потому, что он слишком мал ростом. Поэтому он лишен возможности тренироваться в большем объёме. А без дополнительных тренировок ему не набрать 10 000 часов к тому моменту, когда профессиональные хоккейные команды начинают отсматривать игроков. Не имея за плечами 10 000 часов тренировок, игрок просто не сумеет овладеть всеми навыками, необходимыми для первоклассной игры. Даже Моцарт - самый известный музыкальный вундеркинд в истории - по-настоящему раскрыл свой талант лишь после того, как отработал 10 000 часов. Без регулярной шлифовки сам по себе талант ничего не значит.

Надо отметить и ещё одну интересную деталь: 10 000 часов - это очень-очень много. Молодые люди не в состоянии в одиночку наработать такое количество часов . Нужны поддержка и помощь родителей. И ты не можешь быть бедным, ведь если тебе придётся подрабатывать, чтобы свести концы с концами, у тебя не останется времени на интенсивные занятия. Большинство людей нарабатывают такое огромное количество часов только благодаря участию в специальных программах - вроде команды «все звёзды» - или же благодаря каким-то особым возможностям, позволяющим им полностью отдаваться обучению».

Малкольм Гладуэлл, Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего?, М., «Альпина Бизнес Букс», 2009 г., с. 38-42.

Здравствуйте, друзья! Сегодняшний материал посвящен не финансам, но он будет весьма полезен для любой вашей деятельности — учеба, работа, хобби, торговля на Форекс и т. д. и т. п.

Недавно журнал Forbes опубликовал отрывки из книги «Гении и аутсайдеры» журналиста и социолога, постоянного автора New Yorker Малкольма Гладуэлла. Вызвав небывалый ажиотаж, это издание моментально стало бестселлером, благодаря тому, что автор в ней утверждает одну простую истину — гениями не рождаются, ими становятся в результате упорной работы над собой. Здесь я приведу для вас некоторые выдержки из книги, особо интересные на мой взгляд, а именно — правило 10 000 часов . Кстати, «Гении и аутсайдеры» уже вышла на русском языке.

То, что мы привыкли называть словом «талант», является результатом сложной комбинации способностей, благоприятных условий и случайно полученного преимущества. Случается, что аутсайдеры одерживают победу благодаря особым возможностям, условиям и стечению обстоятельств. В чём же фокус?

В 90-е годы прошлого века в Музыкальной академии в Берлине психолог Андерс Эриксон сотоварищи провели такое исследование: студентов по классу скрипки были разделены на 3 группы. В состав первой вошли лучшие и выдающиеся ученики, потенциальные «звезды» мирового уровня. Вторую группу составили «перспективные» студенты, а третью — «середнячки», которые вряд стали бы профессиональными музыкантами и являлись потенциальными преподавателями музыкальных школ. Студентам всех трех групп задали один вопрос: какое количество часов игры на скрипке у вас было с момента, как впервые взяли инструмент в руки, и до сего дня?

Выяснилось, что практически все студенты начинали играть в одном возрасте — примерно в пять лет. Сначала все практиковались порядка двух-трех часов в неделю. Но через несколько лет, примерно в возрасте восьми лет появляются различия: лучшие студенты занимались музыкой больше остальных — по 6 часов в неделю к девяти годам, по 8 часов — к двенадцати, по 16 — к четырнадцати, и так до двадцати лет, когда они интенсивно и целенаправленно стали совершенствовать свое мастерство, занимаясь в неделю более чем по 30 часов. Таким образом, к двадцати годам у выдающихся студентов набиралось в общем до 10 000 часов занятий , у перспективных студентов было 8000 часов, а у потенциальных учителей музыки — не более 4000.

Следующим шагом Эриксон и коллег было сравнить профессиональных пианистов и любителей. Ученые выявили ту же закономерность: любители никогда не практиковались более чем три часа в неделю, тем самым к двадцати годам у них в багаже было не более 2000 часов практики. Профессиональные пианисты, напротив, с каждым годом занимались все больше, и к возрасту двадцати лет у каждого из них имелись на счету по 10 000 часов практики .

Интересно, что Эриксону не удалось обнаружить ни одного музыканта, который достиг бы высокого профессионального уровня, не прикладывая особых усилий и меньше занимаясь, чем другие. Также, не встретился среди опрошенных тот, кто работал изо всех сил, но не добился успеха просто потому, что не обладал какими-то особыми качествами. Напрашивается вывод, что студенты, способные поступить в лучший музыкальный вуз, отличались друг от друга только тем, насколько усердно они занимались. Кстати, самые лучшие студенты трудились не просто больше, а гораздо больше, чем все остальные.

Идея того, что достижение мастерства в непростых видах деятельности невозможно без большой и упорной практики, не раз приводилась в работах по исследованию профессиональной компетенции. И все ученые приводят магическое число мастерства — 10 000 часов .

Так, по словам врача-невролога Даниеля Левитина: «…о какой бы деятельности ни шла речь, для достижения уровня профессионального мастерства, соответствующего статусу эксперта мирового класса, требуются 10 000 часов практических занятий. Возьмите кого угодно — композиторов, спортсменов, писателей, музыкантов, шахматистов, даже отпетых преступников — это число встречается с поразительной регулярностью. 10 000 часов равняется примерно 3 часам ежедневной практики, или 20 часам в неделю на протяжении приблизительно десяти лет . Это, безусловно, не дает объяснения, почему одним эти занятия больше, чем другим идут на пользу. Но до сих пор никто из ученых не встретил примера, когда высочайший уровень мастерства был бы достигнут за меньшее время. Можно предположить, что именно столько времени необходимо мозгу, чтобы усвоить всю нужную информацию».

Вундеркинды не исключение из этого правила. Психолог Майкл Хоув приводит в пример самого известного вундеркинда — В.А. Моцарта, начавшего, как известно, писать музыку в возрасте шести лет: «Ранние произведения Моцарта в сравнении с работами зрелых композиторов не отличаются чем-то выдающимся. Есть вероятность, что они написаны его отцом и исправлялись в дальнейшем. Многие произведения маленького Моцарта, например первые семь концертов для фортепиано с оркестром, являются в большинстве своем компиляцией произведений других композиторов. Самый ранний из концертов, № 9, считающийся великим и полностью принадлежащий Моцарту, был сочинен им уже в двадцать один год. Легко подсчитать, что на тот момент Моцарт писал музыку уже в течение десяти лет».

Интересно еще одно обстоятельство: 10 000 часов — это невероятно много. Молодым людям не всегда по силам наработать это количество времени в одиночку. Нужна поддержка и помощь старших. Еще один «тормоз» успеха — отсутствие денег: когда приходится подрабатывать, чтобы элементарно не голодать, времени на усердные занятия не остается.

В книге еще множество примеров — из истории группы «Биттлз», из жизни «компьютерных гениев» Билла Гейтса и Билла Джоя т.д. При возможности обязательно прочтите книгу «Гении и аутсайдеры» — там есть множество полезной информации, кроме правила 10 000 часов.

То, что мы называем талантом, является результатом сложного переплетения способностей, благоприятных возможностей и случайно полученного преимущества. Малкольм Гладуэлл

Известный канадский писатель и журналист, автор нескольких научно-популярных бестселлеров Малкольм Гладуэлл в одном из них вывел формулу: 10 000 часов = успех.

Многие думают, что если ты родился гением, то признание и уважение будут в твоей жизни по умолчанию. Гладуэлл разрушает этот стереотип, говоря, что любой человек может стать гуру в своем деле, если потратит на него 10 000 часов.

Малкольм Гладуэлл

Формула 10 000 часов описана Гладуэллом в книге «Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего?» (Outliers: The Story of Success, 2008). В аннотации к ней сказано:

Это не пособие «как стать успешным». Это увлекательное путешествие в мир законов жизни, которые вы можете использовать себе на пользу.

В книге, написанной очень простым и живым языком, анализируется карьера многих успешных (для кого-то – гениальных) людей. Например, Моцарта, Бобби Фишера и Билла Гейтса.

Оказалось, все они трудились не менее 10 000 часов, пока их имена ни стали нарицательными.

Как Моцарт стал Моцартом

Моцарт – гений. Это аксиома. По словам современников, он обладал феноменальным слухом и памятью. Он работал во всех музыкальных формах, и в каждой достиг успеха. Он начал писать музыку в 6 лет и подарил миру более 50 симфоний, 17 месс, 23 оперы, а также концерты для фортепиано, скрипки, флейты и других инструментов.

Однако посмотрите, что пишет психолог Майкл Хоув в своей книге «Объяснение гениальности » (Genius Explained):

«По сравнению с работами зрелых композиторов ранние произведения Моцарта не отличаются ничем выдающимся. Велика вероятность того, что они были написаны его отцом и в дальнейшем исправлялись. Многие детские произведения Вольфганга, такие как, скажем, первые семь концертов для фортепиано с оркестром, представляют собой по большей части компиляцию произведений других композиторов. Из концертов, полностью принадлежащих Моцарту, самый ранний, считающийся великим (No. 9. К. 271), был написан им в двадцать один год. К этому времени Моцарт сочинял музыку уже десять лет».

Таким образом, Моцарт – гений и вундеркинд – по-настоящему раскрыл свой талант лишь после того, как отработал 10 000 часов.

Волшебное число, ведущее к мастерству

Малкольм Гладуэлл в книге описывает интересный эксперимент, проведенный в берлинской Академии музыки психологом Андерсом Эриксоном в начале 1990-х.

Изучив успеваемость, студентов Академии разделили на три группы: «звезды», то есть те, кто в ближайшем будущем вероятнее всего будут сиять на музыкальном Олимпе; перспективные «середняки» (будут широко известны в узких кругах); и «аутсайдеры» – те, кому светит максимум должность школьного учителя пения.

Затем студентов спросили: когда они начали заниматься музыкой и сколько часов в день они с тех пор отводят на это?

Выяснилось, что почти все начали музицировать в 5 лет. Первые три года все усердно упражнялись – по 2-3 часа в неделю. Но затем ситуация изменилась.

Те, кто сегодня считались лидерами, к 9 годам занимались уже по 6 часов в неделю, к 12 – по 8, а с 14 до 20 лет – не выпускали из рук смычка по 30 часов в неделю. Таким образом, к 20 годам у них набралось в общей сложности 10 000 часов практики.

У «середнячков» этот показатель составил – 8 000, а у «аутсайдеров» – 4 000.

Эриксон продолжил копать в этом направлении, и установил, что нет ни одного человека, который добился бы высокого уровня мастерства, не прикладывая особых усилий.

Иными словами, достижение высокого уровня мастерства в сложных видах деятельности невозможно без определенного объема практики.

Занимательная арифметика

Гладуэлл, как и другие исследователи, приходит к выводу: сам по себе талант без регулярной шлифовки – ничто .

Так давайте же посчитаем, сколько времени нужно усердно трудиться, чтобы реализовать свои волшебные 10 000 часов.

10 000 часов – это примерно 417 суток, то есть чуть больше 1 года.

Если учесть, что средняя продолжительность рабочего дня (по крайней мере, по ТК РФ) 8 часов, то 10 000 = примерно 1250 дням или 3,5 годам. Вспоминаем про праздники и отпуска и получаем около 5 лет. Столько времени нужно трудиться по 40 часов в неделю, чтобы накопить 10 000-часовой опыт в той или иной сфере.

А если вспомнить еще про прокрастинацию и постоянные отвлекающие факторы и признаться честно, что в день мы сосредоточенно и эффективно работаем по 4-5 часов, то до уровня мастера придется расти в течение порядка 8 лет.

В итоге есть две новости – плохая и хорошая. Первая заключается в том, что 10 000 часов – это очень много. Вторая сводится к тому, что каждый может достичь больших успехов в своем деле, невзирая на природные задатки, если будет много и усердно трудиться.

И еще одна важная мысль, излагаемая Малкольмом Гладуэллом на страницах своей книги. Чем раньше вы начнете движение на пути к своей цели, тем раньше вы ее достигните. Лучше «стартовать» еще в детстве. В связи с этим, мало, кто может наработать 10 000 часов самостоятельно, – нужна помощь родителей. Ведь, кто знает, стал бы Моцарт Моцартом, если бы не отец.