Праздник, который чествует воскрешение Иисуса Христа, который своим воскрешением из мертвых показал возможность загробной жизни, дал понять людям, что смерть — это не конец жизни, а лишь этап в переходе на другой уровень жизни. Само слово «Пасха» означает в переводе с греческого «прехождение» и «избавление». Празднование Пасхи было утверждено Первым всеукраинским Собором в далеком 325 году. Каждый год дата празднования отличается и наступает в следующее воскресенье после весеннего полнолуния и бывает обычно в период с начала апреля по начало мая.

Читайте в этой статье:

Как праздновать Пасху?

Празднование Пасхи всегда начинается с длительной подготовки. Уже начиная с Великого (Чистого) четверга, христиане проводят генеральную уборку в своих домах, омываю свои тела до восхода солнца, выпекают пасхальные куличи и творожные пасхи, красят яйца. Пасха — это вообще самый радостный и счастливый праздник для всех христиан и готовятся к нему очень серьезно. Главным событием этого дня является праздничное пасхальное служение и освящение пасхальных символов и атрибутов, а также других продуктов.

Пасхальный стол.

С давних времен принято было очень торжественно и широко отмечать праздник Пасхи. Традиционно накрывали очень богатый и разнообразный стол. В первый день празднования было принято отмечать его в кругу своей семьи. Начинали застолье с употребления освященных в церкви блюд. Сначала делили на всех членов семьи освященное крашеное яйцо, затем вкушали по кусочку пасхального кулича и по ложечки творожной пасхи. На настоящем пасхальном столе обязательно должен быть барашек из сдобного теста, который является одним из символов принесенной Иисусом жертвы и искупления грехов всего человечества.

Обильный праздничный стол накрывали со старанием. Наилучшим вариантом была белая праздничная скатерть. Во главе стола, конечно же, были пасхальные куличи, творожные пасхи и крашеные яйца. Из блюд готовили в основном мясные горячие и закуски, блюда из птицы, много разнообразной выпечки. Украшали стол зажжеными свечами, иконами, пасхальными композициями.

Главный символ Пасхи — пасхальный кулич.

Пасхальный кулич — это нынешний символ Пасхи , который на самом деле практически не имеет отношения к христианству и его обычаям. Выпекать куличи стали древние славяне для восхваления и ублажения языческого бога Фалосса. Сам по себе кулич имеет продолговатую форму, напоминающую мужской детородный орган. Украшают его белой сахарной глазурью, символизирующую излитое семя, и посыпкой зернышками, символом плодородия.

Христиане же выпекали на Пасху пресный православный хлеб с крестом или буквами ХВ. Такой хлеб является символом самого Иисуса Христа, символом хлеба насущного и символом заботы бога о всем человечестве. В настоящее время вкусный, сладкий и ароматный пасхальный кулич заменил пресный хлеб и стал одним из главных атрибутов празднования Пасхи.

Рецептов приготовления кулича невероятное множество. В каждом доме есть свой неповторимый и любимый всеми членами семьи рецепт пасхальной выпечки, передаваемый из рук в руки, из поколения в поколение!

Однако есть и общие принципы его приготовления, которые много лет остаются неизменными. Начинают готовить куличи в Чистый четверг. Основными составляющими теста являются: мука, дрожжи, яйца, молоко, сахар и сливочное масло. Тесто должно хорошо выстояться и подойти, а так как оно очень сдобное, на это уходит очень много времени. В форму накладывают тесто, заполняя лишь на одну третью часть, чтобы осталось место для поднятия. Верхушку готового кулича смазывают взбитыми белками с сахаром, украшают пасхальной присыпкой, цукатами, кокосовой стружкой, цветными сахарными фигурками.

Существует народная примета, что удачно выпеченный кулич приносит удачный год, и наоборот растрескавшийся и плохо поднявшийся — грозит неприятностями в этом году.

Крашеные яйца, как символ пасхи.

Яйцо, в принципе, является символом плодородия и появления новой жизни. А вот обычай окрашивания яиц появился, согласно основной исторической версии, еще до появления христианства! Об этом свидетельствуют находки, в виде крашеных страусиных яиц, археологами на африканском континенте.

Истинно христианским обычаем считается окрашивание яиц именно в красный цвет. Появилась эта традиция уже после распятия Иисуса на кресте. И связана с тем, что красный цвет, в данном случае, символизирует кровь Христа, пролитую за всех христиан.

Кроме того, существует несколько интересных мифологических историй о происхождении этого обычая. Так, по одной из них, самое первое пасхальное яйцо было подарено императору Рима Тиберию Марией Магдалиной, которая и сообщила ему о воскрешении Христа. Император не поверил ее словам, а в ответ сказал, что сие нереально так же, как и то, что яйцо может стать красным. После этих его слов яйцо действительно приобрело красный цвет.

По другой, менее фантастической, версии обычай окрашивания яиц связан с Великим постом, в меню которого яйца не входят. Чтобы сохранить яйца в течение этого периода, христиане отваривали их и с помощью природных красителей окрашивали, чтобы не перепутать с сырыми. Таким образом окрашивание яиц вполне могло превратится в традицию.

В наше время существует много вариантов окрашивания яиц. Из природных красителей широко используется луковая шелуха, которая дает наиболее подходящий к традициям насыщенный красный цвет. Для этого способа понадобится много луковой шелухи, которую хозяйки собирают в течение всего поста. Шелуху отваривают на медленном огне примерно в течение 1 часа. Воду хорошо солят. Кладут в нее яйца и варят 15-10 минут, чтобы краска хорошо взялась. Яйца охлаждают в холодной воде, обсушивают. Для красивого блеска смазывают растительным маслом.

Помимо луковой шелухи используют и другие природные компоненты:

для золотого цвета — куркуму;

для розового — свекольный сок;

для синего — краснокачанную капусту;

для зеленого — шпинат;

для желтого — березовые листочки и т.д.

Пусть этот светлый праздник, действительно принесет мир и счастье в Вашу семью! Христос Воскрес!

Я решил задаться вопросом, что символизируют куличи и яйца на пасху, и откуда на самом деле пошла традиция бить яйца на пасху, и все пасхальные игры с их разбиванием, ведь с этим ритуалом действительно связанно огромное количество древних верований и уже почти позабытых знаний наших предков славян, а возможно и последние остатки нашей славной истории еще дохристианского периода. Вы узнаете больше о своей истории, и мы дойдем до самой сути происхождения традиции использования и даже почитания пасхальных окрашенных яиц, как в христианстве, так и в других мировых религиях и верованиях из которых могли выйти современные мировоззрения.

У нас на портале саморазвития уже есть отдельные статьи , и даже отдельный рассказ . А сегодня мы попытаемся собрать обе части этой головоломки воедино и узнать настоящую историю происхождения пасхи, пасхальных ритуалов и блюд, а также игр с яйцами и их разбиванием.

Почитание яиц славянами

Как мы уже выяснили, обычай использовать в ритуалах, почитать и красить яйца на Пасху, имеет очень древние корни . Ведь благодаря древним раскопкам и дошедшей до нас истории мы знаем, что задолго до появления христианства многие древние народы считали, что вся вселенная произошла от яйца дарующего жизнь.

А красное яйцо весной у наших предков славян это символ рождающегося и перерождающегося каждый год мира. Славяне часто даже рисовали на нем три мира небесный, земной и подземный, чтобы яйцо изображало полную картину мира, которая описывается многими другими древними источниками. Например, в славянском эпосе «Калевала» есть такие строки:

«Из яйца, из нижней части
Вышла мать земля сырая,
Из яйца из верхней части
Стал высокий свод небесный» .

Что является чистым язычеством, и обязательным символом и частью славянской «заклинательной обрядности» и традиции пробуждающей природу после долгой зимы, что практиковали и древние Египтяне, и древние скифы и даже в развалинах «Трои» находили подобные «крашенные» или разрисованные яйца. И только с приходом христианства через сотни лет пасхальное яйцо стало символом Воскресения Христова, при этом не сильно изменив значения самого яйца на пасху.

Обычай красить яйца на пасху

Обычай красить яйца на пасху сегодня дает всем христианам напоминание об этом великом событии . А ритуал очистки окрашенного куриного яйца, символизирует рождение нового мира, который он очистил от человеческих грехов, своими страданиями и кровью . В честь чего собственно их и принято красить именно в красный цвет.

Вроде все очень красиво и обоснованно, но если почитать историю более древних времен связанную с праздником прихода весны и окрашиванием куриных яиц, то становиться понятно, что данный ритуал красить яйца к пасхальным дням и приходу весны имеет куда более древние корни.

Ведь как минимум у наших ближайших предков Славян то же самое именно красное яйцо было символом солнца «красна солнышка». А появление этого символа на улицах и в домах ясно давало понять, что в этот период происходит смена времен года. Земля пробуждается от зимнего сна, и начинается пора роста и плодородия.

Биться яйцами на пасху

Но зачем же биться яйцами на пасху и откуда появился этот странный обычай, сейчас не знают чаще всего ни христиане, ни те, кто хочет сохранить верования своих предков.

Христианством как я говорил принято считать что яйцо на пасху окрашенное в красный цвет символизирует гробницу Христа . Вернее красный от крови камень, которым она была закрыта . Поэтому с каждым ударом яйца, мы как бы помогаем Христу выйти наружу из гробницы и возвестить весь мир о своем воскрешении. Что явно хорошее дело.

Хотя у христиан есть и более простая версия о том, что на пасху считалось не очень красивым и даже осуждалось целоваться публично, поэтому люди поздравляя друг друга, в этот один из самых значительных праздников целовались яйцами, ударяя по 3 раза, как и было принято при дружеских поцелуях.

Что символизирует пасха и яйца

Но славяне явно не разделали эту традицию «целоваться яйцами», и у них было другое понятие о том, что символизирует пасха и яйца в этот день.

Так как славяне всю жизнь жили и работали на земле и общались с природой, то практически все праздники у них были приурочены к каким-то природным изменениям . И конечно именно на пасху приходит момент начала весенних работ в поле, и пора закладывать основу будущего обильного урожая и благоденствия.

Что символизирует пасхальный кулич

Поэтому заранее к празднику наступление весны и плодородия земли, скота и людей, пекли естественно мучной символ плодородия (мука делается из зерна, а зерно также символ плодородия и роста) «праздничный пасхальный кулич» в форме мужского детородного органа. Который сам по себе естественно также являлся символом плодородия , и почитался многими язычниками.

Сверху этот кулич «плодородия» для усиления его работоспособности поливали глазурью, как символичной излившейся семенной жидкостью. Которую еще сверху посыпали цельными зернами, символизировавшими плодородие и вечное перерождение, как я уже писал в статье

После этого ставили символичный детородный орган на поднос, и добавляли пасхальные яйца «плодородия» расписанные в ручную различными символами и фамильными гербами своего рода. Вот теперь собственно можно было переходить к пасхальным играм с яйцами.

Игры на пасху с яйцами

Для игры с яйцами на пасху Славяне ходили по домам других близко живущих семей и спрашивали у хозяев рода «Готовы ли вы к весеннему посеву? Крепок ли ваш род? Крепка ли семья?».

Затем шли небольшие шутливые приветствия после которых переходили непосредственно к самой ритуальной игре на пасху с яйцами, символизирующими крепость своего рода.

Проигравшему роду с «самыми слабыми яйцами» в результате доставался утешительный презент в виде пасхального яйца от сильного рода , со словами «Слабо ваше семя, возьмите наше!» .

Хотя есть и другая версия славянской игры на пасху яйцами. В которой считалось, что одно яйцо символизирует силы добра, а другое силы зла. Выигравшее яйцо считалось силами добра, а проигравшее силами зла. После этого «доброе яйцо» хранили в доме в течение года как оберег, а «злое» съедали или даже отдавали свиньям на корм.

Пасха бить яйца

Но самое интересное и еще более старинное обоснование этой же традиции красить и бить яйца на пасху, уже с детальным объяснением, откуда она появилась, и зачем этим заниматься пришло к нам из еще более старого прошлого. Со времен, когда на этих позднее славянских землях жили еще их родители, так называемые «Арии» или «древние Арийцы».

Которые по дошедшим до нас преданиям были очень развитой цивилизацией и даже умудрились подарить Индийцам как братскому народу их священные «веды», что в Индии кстати говоря не сейчас не отрицают. И именно поэтому в Индийском языке, так много слов имеющих корни славянских русских и украинских языков, а те, кто говорит свободно на старорусском, раньше понимал и санскрит на разговорном уровне.

Традиция биться яйцами в Ведах

И так в Славянских или Арийских «Ведах», (которые естественно еще старее, чем Индийские) утверждается, что обычай биться яйцами для определения победителя установлен еще в очень далеком прошлом. Как память о большой катастрофе и войне планетарного масштаба, в которой Арии принимали участие и в итоге одержали большую победу.

В честь этого события, реально изменившего ход мировой истории примерно 100 000 лет назад, и был назначен великий праздник. В память о победе Арийцев над племенем так называемых «Кощеев» , которые были скорее всего инопланетянами либо просто другим народом, военные базы которого находились на разрушенной луне «Леле».

Арийский праздник «Пасхеть»

Название праздника было «ПАСХЕТЬ» , что в переводе древне Арийской Рунической письменности означает : «Путь, по которому шли Боги». А предварительно раскрашенные и разбитые пасхальные яйца в этот день считались «яйцом кощеевым» и олицетворяли врага, есть их обычно не разрешалось, поэтому их выкидывали или скармливали свиньям.

А самое крепкое яйцо называли священной Силой Тарха Даждьбога . По версии славянских вед победившего кощеев и спасшего землю от потопа. Конечно это может быть или может показаться средневековыми сказками о сотворении мира и подобными иносказаниями, это я уже оставляю на ваш суд. Но вот например дословный отрывок из книги считающийся частью славянских «Вед»:

«Сантии Веды Перуна», Саньтия 9, шлоки 11-12:

«Помня из Вед о деяниях Даждьбога,

как он порушил оплоты Кощеев,

что на ближайшей Луне находились…

Тарх не позволил коварным Кощеям

Мидгард разрушить, как разрушили Дею…

Эти Кощеи, правители Серых,

сгинули вместе с Луной в получастьи…

Но расплатился Мидгард за свободу,

Даарией скрытой Великим Потопом…

Воды Луны тот Потоп сотворили,

на Землю с Небес они радугой пали,

Ибо Луна раскололась на части

и ратью сварожичей в Мидгард спустилась…»

Да конечно, арийцы видимо не умели или почему-то не хотели оставлять свои сообщения потомкам на доступном им языке, но с другой стороны в таком же «иносказательном» и не доходчивом для «современного потребителя» стиле написаны почти все древние тексты, от индийских вед до библии.

Поэтому мы не будем их осуждать и даже гадать о настоящем значении этих слов, но как говориться из песни слов не выкинешь. И именно это и есть настоящая древняя история наших славянских народов . От которой до нас дошли лишь мелкие крупицы, из которых собрать общее и верное представление о настоящих исторических событиях довольно тяжело.

Славянская роспись оберегов и яиц к пасхе

Что говорить, даже повторить сложность славянской росписи и рисунков на яйцах уже практически невозможно . Расписывали славяне кстати только не вареные яйца, а из вареных делали «крашенки» . Такие яйца можно было дарить на свадьбу, подкладывать в детские кроватки и поминать ими предков .

Расписывались яйца сотнями различных обереговых символов, которые могли защитить от зависти, разлуки, болезни и т.д. Причем надо было знать значение каждого символа и даже каждого цвета, а также какие растения, цветы, корни или кора используются и какую использовать воду.

Да и расписывать яйца очень скрупулезно нанося с помощью горячего воска многослойный сложный орнамент, так что роспись пасхальных яиц было целой наукой, которую славяне постепенно передали и другим народам.

Например, тем же европейским Друидам, неподалеку от которых проживали славянские племена, у которых раскрашенные яйца также стали выполнять роль талисманов. Да и Кельтская богиня красоты и любви «Клиодна» имеет соответствующие атрибуты в виде раскрашенных пасхальных яиц.

Пасхальные традиции скопированы христианами

Ну, и как я уже рассказывал в прошлой статье, по сути, христианская церковь для облегчения насильственного крещения Руси просто скопировала практически один к одному данные традиции и выдала их за свои.

И это даже притом, что в старом завете библии четко указано, что есть надо только пресный хлеб, а поедающие сдобный хлеб должны подвергнуться жестокому наказанию или даже смерти.

Уже не говоря о том, что христиане делая невероятные усилия стараются не замечать, что это языческая еда в виде детородного органа в процессе семяизвержения. Хотя сегодня попы даже освящают подобную еду, на которую «старой» библией наложен четкий и однозначный запрет. Ну ничего, конечно, если старая версия библии не устраивает, всегда можно написать новую.

Естественно есть куча доказательств полного и явно не случайного переписывания христианских обрядов, с копированием один в один дат и даже названий подобных праздников у других иноверцев, еретиков и языческих народов.

Но об это подробнее в отдельном рассказе о традициях, истории и обрядах связанных с величайшим и самым радостным из и яйцами которые к ней красили, а так же наконец узнаете, с какой целью эта подмена языческих символов на христианские производилась на самом деле. Ну либо просто читайте о том, или .

12.04.2015

Что мы вспоминаем в первую очередь при слове «Пасха»? Куличи, крашеные яйца, красные облачения священников… А какие еще есть символы, связанные с торжеством Светлого Христова Воскресения?

Одним теплым весенним утром в небольшом провинциальном городке на лавочке возле дома сидела небольшая девчушка и с удовольствием ела кусочек сладкого, покрытого глазурью и изюмом пасхального кулича. Дело происходило в середине 60-х годов, и проходящая мимо учительница начала стыдить ребенка: «Как тебе не стыдно?! Как ты, советский человек, внучка октября, можешь есть кулич? Ведь Пасха − это не наш, это церковный праздник!» «Нет, - ответила девочка, − Пасха это наш, очень хороший, светлый и… (девочка долго подбирала слово) вкусный праздник»¹.

Детское сердце, не знакомое с особенностями политического строя, чувствовало свет и духовную радость Воскресения Христова. Еще с давних времен все православные люди знали проникновенные слова Иоанна Златоуста, произнесенные на праздник Пасхи: «Кто благочестив и боголюбив – насладись ныне этим прекрасным и радостным торжеством!.. Все войдите в радость Господа своего!.. Богатые и бедные, друг с другом ликуйте; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!.. Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!.. Воскрес Христос, и торжествует жизнь!»²

Воскресение Иисуса Христа является основой христианского вероучения. По слову апостола Павла: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша»³. Пасха – древнейший христианский праздник, он имеет множество традиций и символов. Литургия является центром церковной жизни, и поэтому начинается праздник торжественным ночным богослужением. Богослужение является радостным «пиром веры», когда душа каждого христианина ликует несравнимо ни с одним пиром земным. В России уже стало традицией привозить из Иерусалима благодатный огонь. Священники торжественно разносят его по храмам города и зажигают от него свечи и лампады. Этим чудом, происходящим каждый год на Гробе Господнем, люди уверяются, что Христос есть Истинная Жизнь. Огонь символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения.


Символичен и красный цвет, который во множестве присутствует в храме: красные облачения священников, красные свечи, красные цветы, красные ленты, красные платочки на головах у женщин. Пасха – красная, потому что красный – это цвет воскресения, цвет жизни и победы. Красный цвет означает, что мир был спасен ценой крови Христа.


Царские врата и диаконские двери святого алтаря всю Светлую седмицу не затворяются в знак того, что Господь Своим Воскресением открыл для всех вход в Царство Небесное. Около Царских врат ставится аналой с артосом. Артос – это высокий хлеб, на котором изображается крест с терновым венцом, но без Спасителя. Этим символизируется победа Христа над смертью, Его воскресение. Артос изображает собою тот хлеб, который вкушал Спаситель пред учениками в удостоверение Своего Воскресения. Также Предание говорит нам о том, что апостолы после Вознесения Христова оставляли за трапезой часть хлеба, символически изображая этим Его присутствие за трапезой. Во время крестного хода, совершаемого каждый день этой недели, артос обносится вокруг храма. В Светлую субботу после литургии он раздробляется и раздается верующим.


На Пасху особенно торжественно звучит пасхальный звон – благовест. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения. Звон знаменует торжество Церкви, славящей Победителя ада и смерти.


Торжество после богослужения продолжается на праздничной трапезе. В церковной традиции богатый пасхальный стол является символом радости. Не случайно сам Господь сравнивал Царство Божие с пиром. На праздничный стол расстилается белоснежная скатерть, ставится красивая посуда. В качестве украшения используются живые цветы, зажжённые свечи, пасхальные композиции. Каждая хозяйка стремится сделать свой стол неповторимым.


Чтобы еще больше подчеркнуть символическое значение пасхальной трапезы, христиане традиционно готовят особые кушанья. Самым древним из них является кулич. Его готовят в каждой семье, по форме и по смыслу он соотносится с артосом. Кулич – это сдобный высокий круглый хлеб с изюмом и цукатами, украшенный сверху сахарной пудрой или глазурью. Значение кулича, который всегда готовится из дрожжевого теста, состоит еще и в том, что для христиан он заменяет ветхозаветный, пресный хлеб. Символически это означает переход от Ветхого Завета к Новому, тем более что Сам Христос в одной из притч сравнил Царство Божие с закваской.


Другим христианским пасхальным блюдом является пасха – сладкое творожное блюдо со сметаной, маслом, ванилью и изюмом. Для его приготовления используется пасочница, которая обычно изготавливается из дерева мастерами-резчиками. Она состоит из четырех частей и в собранном виде представляет собой усеченную пирамиду. Чаще всего на пасочницах вырезали православный крест, буквы «ХВ» — «Христос Воскресе», голубя как образ Святого Духа, цветочные орнаменты, виноградные грозди. Эти узоры четко выделялись на пасхе, когда ее вынимали из формы и ставили на блюдо. Творожная пасха является символом Гроба Господня. Пасха также считается символом пасхального веселья и сладости райской жизни, прообразом Царства Небесного и тех самых молочных рек в кисельных берегах, которые всегда были мечтой русского крестьянина.

Третьим атрибутом пасхального стола являются крашеные яйца. Церковное предание рассказывает, что после воскресения Христа Его ученики повсюду разносили весть о том, что Христос победил смерть. Мария Магдалина пришла с этой вестью к самому римскому императору Тиберию и преподнесла ему в подарок куриное яйцо как символ воскресения Христа. Ко двору императора нельзя было приходить без даров. Богатые люди приносили обычно драгоценные вещи, а у Марии не было ничего, поэтому она взяла с собой одной куриное яйцо в качестве дара. Император же сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мертвые не воскресают. Но после этих слов куриное яйцо, которое он держал, приобрело красный цвет. Яйцо символизирует Воскресение Христово, жизнь и общее воскресение мертвых. Как из яйца рождается птенец и начинает жить полной жизнью по высвобождении из скорлупы, так и люди силою Христова Воскресения воскреснут для высшей, бессмертной жизни. Когда мы берем в руки красное яйцо, мы провозглашаем наше спасение.

К празднику Пасхи христиане красят яйца в разные цвета, хотя традиционным цветом считается именно красный. Для окраски яиц используются различные натуральные красители: куркума для желтого цвета, свекла − для розового, листья крапивы − для зеленого, луковая шелуха − для светло-коричневого. Есть традиция христосоваться пасхальными яйцами, разбивая по очереди разные их концы.


У пасхальных яиц были и «практические» применения – их катали по земле, чтобы она была плодородной, яйцо клали в правую руку тому, кто умер на Пасху. Есть традиция несколько пасхальных яиц хранить в течение всего года.

Пасхальный кулич, творожная пасха и крашеные яйца размещаются во главе стола. Часто их кладут на блюда с высокими ножками-подставками, чтобы они возвышались над всем остальным угощением. На трапезе в основном подают мясные закуски, горячие блюда из мяса и птицы, разнообразную сдобную выпечку.


Первый день принято отмечать в кругу своей семьи. Начинается застолье с употребления освященных в церкви блюд. Издревле считалось, что именно пасхальное освященное яйцо должно быть первой едой после 40-дневного поста. Затем вкушают по кусочку пасхального кулича и по ложечке творожной пасхи. На настоящем пасхальном столе обязательно должен быть барашек из сдобного теста, который символизирует Агнца Божьего, закланного за грехи людей, то есть Христа. В ветхозаветное время, по еврейскому обычаю, на Пасху закалывали ягненка, но Христос Сам принес Себя в жертву, поэтому необходимость в кровавых жертвах отпала.

Приготовление пасхальных блюд стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы − дня выноса Святой Плащаницы. К самому большому празднику года в доме, разумеется, должно быть убрано. Вернее, не просто к Пасхе, а к Великому четвергу, недаром в народе его еще называют Чистый четверг. В старину к этому дню собирали ветки можжевельника и сжигали их, а дымом окуривали все помещения, в том числе хлев и сарай. Считалось, что целебный можжевеловый дым защищает человека и скот от болезней. Именно в этот день также положено красить яйца, делать творожную пасху, замешивать тесто для куличей. Чистый четверг для хозяек − один из самых хлопотных дней в году.


В Страстную субботу все идут в храм освящать куличи, пасхи и яйца. Для этого обычно всю снедь кладут в корзинку, украшенную цветами. Этот день уже наполнен предпраздничным настроением, храмы постепенно начинают преображаться к празднику. Еще немного – и начнется Пасхальная заутреня.

На Пасху православные люди ходят в гости, дарят друг другу небольшие подарки. Обычно это какое-то угощение: небольшой куличик, яйцо или сладости. Таким образом, верующие делятся частичкой своей радости, в обмене угощениями символично объединяются в большой незримой трапезе. Есть хорошая традиция дарить пасхальное яйцо при обмене пасхальными приветствиями. Это может быть крашеное вареное яйцо, а может быть искусственное – из дерева, фарфора, папье-маше или пенопласта. Их расшивают бисером, украшают рисунками, тканью, вышивкой. Такое яйцо – самый распространенный подарок. Некоторые из них напоминают произведения искусства – их украшают драгоценными камнями, золотом и серебром. Особо красивые − настоящие драгоценные шедевры − хранятся в различных музеях.


Не последнюю роль играют пасхальные букеты. Это букеты для подарка и букеты для украшения кулича. Их составляют из цветов, перьев, лент, скорлупы, вербы, фигурок ягнят, изображений различных птиц и бабочек. В последние годы стали очень популярны букеты «гнездо». Они собираются на каркасе из веток, напоминающем птичье гнездо. Букет на кулич обычно бывает небольшого размера, его собирают на деревянной шпильке, с помощью которой затем крепят на куличе. Также можно сделать пасхальный венок – настольный, настенный или подвесной. Его можно положить вокруг кулича на праздничном столе или сделать украшением интерьера, а при желании − использовать как пасхальный подарок. Венки составляется из тех же элементов, что и букеты. Они символизируют бесконечность и вечную жизнь, дарованную жертвой Иисуса Христа.


С последней трети XIX века в России стало традиционным отправлять на Пасху тем родным и знакомым, с кем не сможешь похристосоваться, открытые письма с красочными рисунками, основной тематикой которых являются пасхальные яйца, куличи, православные храмы, христосующиеся люди, русские весенние пейзажи, цветы. Пасхальные открытки можно сделать и самим, благо, для этого сейчас есть множество возможностей. Такой вариант всегда будет приятнее и теплее для получателя.

На Пасху практически везде устраиваются массовые гуляния с пением, хороводами, ярмарками, играми и прочими увеселениями. Раньше народные гулянья на Пасху продолжались до двух недель и носили название Красная горка. Любимой пасхальной забавой являлось катание пасхальных яиц. Катали яйца просто с какого-нибудь бугорка или делали для этого специальные лоточки. Когда катящееся яйцо ударяется о яйцо, лежащее на земле, играющий забирает это яйцо себе. Эти забавы порой превращались в настоящие соревнования.

Кулич – это пасхальный хлеб, напоминающий нам о Воскресении Христовом. Кулич стал символом праздника Пасхи, традиционным блюдом Пасхальной седмицы, которое готовят православные христиане. Откуда же появилась традиция готовить куличи? Нет ли в ней языческих корней и как правильно приготовить кулич?

История происхождения кулича

Многие считают, что печь куличи изначально – языческая традиция. Хлеб пекли весной и приносили его в жертву богам плодородия. Этот обряд существовал у многих народов. В христианстве же кулич – прообраз артоса (квасной хлеб, который освящают сейчас на Пасхальную седмицу). После Воскресения Христос приходил к апостолам на трапезу. Для Спасителя оставляли хлеб и место за пасхальным столом. Постепенно эта традиция пришла в каждую православную семью, ведь семья – это малая Церковь.

В кругу близких людей кулич выступает в качестве артоса. Артос вкушают в храме, его приготовляют, освящают в алтаре, а потом раздают верующим. Его выпекают в монастырской или приходской пекарне. Кулич же выпекают дома, приносят в храм и освящают. Кулич – домашний артос, который символизирует возрождение Христа. Церковь считает, что христианская традиция не имеет ничего общего с языческой. Возможно, язычники имели похожую традицию, но в христианстве выпекание кулича имеет совершенно другие корни.

На Руси кулич раньше выпекали в печах, это была так называемая подовая выпечка. При таком способе приготовления кулича вода сильнее выпаривается. Подовый хлеб – это сдобный хлеб. Традиционный кулич – это именно кулич из плотного теста, потому что мягкое тесто не будет держать свою форму на поду.

Свою современную форму кулич приобрел благодаря польскому королю Станиславу Лещинскому, который правил Польшей в начале XVII века, точнее, благодаря его повару. Считается, что он же изобрел “мини-кулич”. То, что сейчас называют пирожным “ромовая баба”. “Ромовая баба” изначально – кулич, который готовят из мягкого песочного теста. Правда, такое кондитерское изделие пропитывают ромом.

Одно время на Руси готовили и подовые куличи, и куличи, которые приехали в Россию из Польши. Сейчас выпекают польскую “версию” куличей. В Католической Церкви подовых куличей не было никогда, в странах, где преобладали католики, изначально готовили куличи из песочного, а не из дрожжевого теста.

Пасхальный кулич и его роль в православии

После окончания Пасхального богослужения верующие “разговляются” и впервые после поста позволяют себе есть не постную пищу. На Пасху – это кулич, неотъемлемая часть Пасхальной трапезы. В Великую субботу Пасхальную трапезу освящают в храме. Освящение трапезы – это не язычество, а желание верующих людей доступным для них способом приобщиться к святости. Если по каким-то причинам освятить снедь не удалось, это не значит, что празднование Пасхи не состоялось. Для православного христианина важнее исповедоваться и Причаститься на Пасху. Не освятить пищу не считается грехом. Православные христиане обычно угощают друг друга Пасхальной трапезой, обмениваются крашеными яйцами и куличами. Друг друга поздравляют словами “Христос Воскресе!” – “Воистину Воскресе”.

Рецепт правильного кулича

Для приготовления Пасхального кулича вам понадобится:

  • 100 мл молока
  • 3 яйца
  • 180 г сливочного масла
  • 6 столовых ложек сахара
  • 1 чайная ложка соли
  • 450 г муки пшеничной
  • 4 чайные ложки дрожжей
  • 100 г изюма
  • 50 г цукатов

Сначала в подогретое, но не кипящее молоко добавляется сахар (3 столовые ложки). Потом в готовую смесь засыпают дрожжи, оставляя на 20 минут, чтобы дрожжи разошлись в молоке. Далее смесь взбивают в блендере, добавляют оставшиеся сахар и соль. В эту же смесь взбивают яйца. Размягчают сливочное масло и смешивают с получившейся смесью. Постепенно просеивают муку и замешивают тесто. Тесто для кулича должно подняться. Обычно это занимает около получаса. В тесто добавляют цукаты. Посыпают изюмом. Можно засыпать немного ванильного сахара. Тесто для кулича готово.

Выпекают кулич в духовке или в мультиварке. Форму кулича можно выбрать по своему вкусу. Полтора часа тесто “доходит”, потом кулич можно выпекать в духовке до готовности. В мультиварке кулич готовится около часа. В духовке все зависит от веса кулича. Если кулич весит менее 1 кг, выпекать его следует около 30 минут. Готовность кулича можно проверить длинной деревянной палочкой так, как обычно проверяют готовность сдобных изделий спичкой. Надо воткнуть палочку в середину кулича. Если на ней остаются крошки и тесто остается липким и жидким, следует подождать до готовности.

Чтобы приготовить глазурь для кулича, вам понадобится:

  • 1 яйцо
  • 150 г сахарной пудры

Белок яйца надо отделить от желтка, взбить до образования пенки, подержать в холодильнике около часа и смешать с сахарной пудрой. Такую глазурь наносят на готовый кулич. Важно, чтобы кулич при этом не был горячим.

На самом деле рецепт кулича не имеет значения и вы можете готовить его по знакомому с детства рецепту мамы или бабушки. Строгих правил о том, что должно содержаться в составе кулича и как он должен быть украшен, в Церкви не существует. То же самое касается цвета крашеных яиц и приготовления творожной пасхи.

Кулич как нетленный символ возрождения Христа

Воскресение Господне – главный церковный праздник. Без Воскресения Христова наша вера напрасна. В этом заключается наше будущее. Воскреснув, Господь, даровал нам возможность воскреснуть. После Крестной смерти Господь сошел во ад, чтобы освободить праведников из ада. Царство Божие было закрыто от человека прежде. После сошествия Христа во ад у всех, не только у праведников, появилась возможность достигнуть Царства Отца. Своей Крестной жертвой Господь искупил наши прошлые и будущие грехи.

Мы ищем Царствие Божие прежде, чем благоденствия в нашей жизни. Иногда для этого нам приходится отказываться от земных благ. Мы сосредоточены на жизни будущей. О грядущем воскресении мертвых в Ветхом Завете говорил еще пророк Иезекииль. И если после грехопадения смерть человеческого тела неизбежна, то Христос даровал нам возможность спасти душу для вечной жизни с Господом. В дни Пасхальной седмицы человек своей душой соприкасается с Царствием Небесным, с радостью возможности обрести жизнь вечную.

Если постом люди ограничивают себя в еде, то на Пасхальных торжествах хлеб насыщался сметаной, маслом и снедь становилась вкусной и праздничной в знак радости соприкосновения с Вечностью. На Пасху также готовят одноименное творожное блюдо и красят яйца. Считается, что святая Мария Магдалина отдала крашеное яйцо второму римскому императору Тиберию, сказав, что в яйце нет жизни, но, если его высидит птица, в нем появится жизнь. Господа же нашего положили во гроб, и Он воскрес. В определенных условиях жизнь может появиться там, где ее не было, в этом ее чудо. Яйцо символизирует гроб Господень, в котором появилась жизнь вечная. Традиционно яйца красят в красный цвет, в знак Царского достоинства Спасителя.

Главное – не забывать о том, что суть Пасхи не в приготовлении кулича, а в радости о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа, пострадавшего за наши грехи и даровавшего нам жизнь вечную в Царствии Небесном.

Кулич – главное пасхальное блюдо, символическая отметка нового времени, начавшегося после Великого поста и Воскресения Христова.

В течение всего года хлеб сопровождает трапезу мирянина, и только единожды за это время он становится праздничным, пасхальным. Ни свадебный, ни именинный каравай не может сравниться с ним по своему статусу: пасхальный кулич не просто служит разговлению, но символизирует собой Великий день и освящается в церкви.

Кулич на Пасху — это дрожжевое изделие различной степени сдобности и различное по величине и форме, но всегда высокое. У католиков, кроме дрожжевых куличей, готовили и песочные, так называемые «бабы».

Кроме того, кулич служит одной из формальных различительных черт между христианской и иудейской Пасхой. Во время празднования последней употребляется пресный хлеб, а квасной (взошедший) есть запрещено.

Кулич вместе с пасхой из творога и с окрашенными в Великий четверг яйцами освящают в церкви (обычно это происходит в Великую субботу), а после службы в воскресенье ими разговляются. Освящение куличей - едва ли не самый общеизвестный пасхальный обряд.

Настоящий русский кулич высокий, имеет цилиндрическую форму. В тесто добавляются изюм или цукаты, верх украшается глазурью, цветным пшеном и буквами ХВ, символизирующими Христово Воскресение (белоснежная глазурь, покрывающая верхушку пасхального хлеба, одновременно является и «холстом» для росписи).

В различных регионах России куличи выпекали в разных формах, но чаще всего ему придавали форму высокой церковной просфоры и делали его как можно более скоромным (то есть не постным). Это достигалось добавлением в тесто большого количества яиц и масла.

Традиционно замес теста начинается в Чистый Четверг, закваска же ставится еще раньше – за неделю и больше. Тишина и вдумчивость, которыми окружит хозяйка свое творение, помогут молитвенному настроению. Каждый из этапов, предшествующий выпечке пасхального хлеба, требует особой сосредоточенности, что способствует очищению разума от суеты.

Вот почему важно самостоятельное приготовление кулича, а не покупка его сущностно суррогатной версии в магазине. Ни один конвейерный пасхальный кекс не готовится с учетом индивидуальных особенностей той или иной семьи и, что важно, не адресуется конкретным людям. Взращивание натуральной закваски, количество и качество сдобы (без маргарина), специфика дополнительных ингредиентов, отсутствие химических разрыхлителей, ароматизаторов, красителей, объем теста, а также молитвы, прочитанные над ним, – всё это должно быть непременными составляющими настоящего праздничного хлеба православной Пасхи.

По церковной трактовке пасхальной символики, кулич — подобие церковного артоса. Словом артос «квасной хлеб», в Евангелии обозначен хлеб, который Иисус благословил на Тайной Вечере.

Кулич – это также метафора того хлеба, который разделил с учениками Христос после Своего Воскресения. Он является одним из древнейших символов воскресения Христа (апостолы за трапезами оставляли среднее место за столом пустым и клали на него хлеб, предназначавшийся Иисусу).

В дни празднования Пасхи артос обносят с крестным ходом вокруг храма и оставляют на особом столе — аналое, по примеру апостолов на всю Светлую седмицу, а в субботу Светлой седмицы после благословения раздают верующим.

Кулич - домашний эквивалент артоса. Для его приготовления используются дрожжи. Кулич заменяет опресноки из Ветхого Завета. По этой причине квасной кулич - символ замены Ветхого Завета на Новый.

После окончания пасхального богослужения куличом разговлялись после Великого поста: иногда уже в церкви прихожане угощали друг друга и священнослужителей кусочками своего кулича, но чаще дома за пасхальной трапезой глава семьи делил его по числу домочадцев.

Пасхальный хлеб, с точки зрения кулинара, отличается от хлеба повседневного тем, что в тесто закладывается сдоба, а уже готовая выпечка украшается.

Выделенный таким образом из категории будничных блюд, кулич, оставаясь хлебом, а следовательно, «головой стола», возглавляет и пасхальную трапезу. Его сдобность и вместе с тем легкость как нельзя лучше способствует мягкому переходу от строгого поста к скоромным блюдам.

Традиционно часть куличей хозяйки отдавали в церковь и бедным. Здесь важно учесть, что отдельное выпекание для этой цели маленьких куличей подразумевает скупой дар не столько потому, что они малы (пожертвовать их можно и несколько), а потому что маленький кулич всегда более сухой и менее воздушный. Размер его определяется и количеством членов семьи: традиционно кулич должен быть съеден в течение Светлой седмицы, что предполагает ломоть ежедневно для каждого члена семьи.

Кулич важно правильно разделить и разрезать. Недопустимо продольное его разрезание, но лишь поперечное, причём верхушка не съедается до последнего ломтя и всю неделю защищает мякиш от обветривания. Таким образом, отрезав нужное количество ломтей, кулич вновь накрывают макушкой.

По славянским языческим традициям куличи пекли два-три, а то и один раз в году, как весеннюю обрядовую выпечку, из кислого, заквашенного теста. Делалось это на самые большие праздники, связанные с переменой времени года: либо в Новый год, либо ранней весной (начало сельскохозяйственного года), либо осенью, по случаю урожая (завершение сельскохозяйственного года). Это объяснялось не только сравнительно высокой стоимостью куличей, для приготовления которых требуется много ценных пищевых продуктов, но и трудоемкостью и длительностью процесса их изготовления.

Этот сакральный хлеб крестьяне использовали в продуцирующих и охранительных обрядах, его остатки — в гаданиях об урожае и приплоде скота.

Сила традиции вкушать особую пасхальную выпечку столь велика, что в советской России даже во время войны верующие, за неимением большего, на Пасху приносили в храм для освящения черный хлеб. В мирное время куличи не исчезали и с торговых прилавков, ежегодно незадолго до Пасхи они появлялись в магазинах, замаскированные под «весенние кексы».

Следует заметить, что одновременно с главным пасхальным хлебом готовилось и другое традиционное пасхальное блюдо – творожная пасха, и именно ею намазывали ломоть кулича, перед тем как его съесть. Прочитайте далее, в этот Великий праздник.