В Таинстве Крещения человеку дается благодать, освобождающая от его прежних грехов и освящающая его. Из семи Святых Таинств нашей Церкви — Таинство Крещения стоит на первом месте. И это не потому, что оно выше других, а потому, что является теми воротами, через которые человек проходит к прочим таинствам. Ведь только крещеный человек может именоваться христианином, и только крещение дает христианину право приступать к другим таинствам Церкви.


В «Православном Катехизисе» дано такое определение Крещения: «Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую…»
Греческое слово, означающее «крещение», на русский язык переводится словом «погружение». Крещающийся скрывается в воде и делает это троекратно в знак того, что в три дня совершалась для нас благодать Воскресения. Вода — это символ очищения. Святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана. Значит, крещение через воду омывает нас от тех грехов, которыми мы заразились за всю предшествующую жизнь. Через крещение мы «умерли» для прежних грехов. Вода также символ возрождения и обновления. Без воды не может существовать ни один организм. Стало быть, через крещение мы возрождаемся для новой жизни.

Так как Крещение — это духовное рождение, а родиться человек может только однажды, то Таинство Крещения не повторяется. В «Символе Веры» так и говорится: «…Исповедую ЕДИНО крещение во оставление грехов…».

Уже само определение Таинства Крещения говорит о коренном переломе в жизни человеческой. Чтобы стать христианином — не достаточно переменить убеждения или образ жизни. Это значит полностью, решительно переродиться, стать новым человеком! Духовное рождение означает, что человек перестает жить только для себя, а начинает жить для Христа и других людей, приобретая в этом для себя истинную полноту жизни. Но нельзя забывать и старую поговорку: «На Бога надейся, но сам не плошай!». Нельзя, покрестившись, остановиться и сказать себе: «Ну, пусть дальше ведет меня Бог». Мы должны это заслужить. Данные при крещении обеты мы должны исполнять личным подвигом, иногда подвигом всей жизни. Через Таинство Крещения, бывший в нас диавол изгоняется, и становится, как бы внешним человеку, хотя возможность искушать у него остается, но — «Некрещеный человек в силу первородного греха, в сущности, не может не грешить, а крещеный, хотя и может грешить, но властен и не грешить.» (Православный Катехизис) .

Установление Таинства Крещения

В Священном Писании упоминаются три события, которые указывают на начало христианского крещения: Святой Иоанн, Предтеча Господень, крестил иудеев в реке Иордан (Мк.1, 4.5); Сам Господь Иисус Христос крестился от Иоанна в Иордане (Мф.3, 13-17); и, наконец, Господь дал апостолам повеление: «…идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…» (Мф.28, 19).
Крещение Иоанново стало как бы приготовлением людей к принятию христианского крещения. Перерождение человека не происходит, если он не отрекся от прежних грехов и злых дел, если он не раскаялся. Поэтому, крещение Иоанново — есть крещение покаяния. А христианское крещение, т.е. то, которое установил Господь — есть крещение, ИСТРЕБЛЯЮЩЕЕ, как огнем, грехи людей благодатию Святого Духа. (Мф.3, 11).
Господь, по силе Своего Божества, не нуждался в покаянии и возникает вопрос: зачем Он благоволил принять крещение от Иоанна?.. На это ответил Сам Христос: «…оставь теперь: ибо так надлежит нам исполнить всякую правду…» (Мф.3, 15). Что это за «правда»? Бог заповедал крестить в Иордане всех иудеев, которые будут приходить с раскаянием в грехах, и эту «правду» должен исполнить Иоанн. Иисус Христос по земному рождению — иудей и потому, как иудей, должен принять это крещение. И это — Его «правда».
Началом христианского крещения остается принять момент, когда Господь указал на это апостолам (Мф.3, 15). И именно с этой поры Святые Апостолы, а потом и их преемники, священнослужители, начали крестить людей не крещением (погружением. — см. начало) Иоанновым, т.е. крещением покаяния; а крещением Христовым, или крещением «во оставление грехов».

Возраст крещаемых

Многие сектанты (баптисты, анабаптисты, молокане и др.) придерживаются правила крестить только взрослых. Они основываются на нескольких сентенциях. Мол, Иисус Христос крестился не в младенческом, а в 30-летнем возрасте; далее — что в древности некоторые цари и сановники крестились в зрелом возрасте, а некоторые (к примеру, Константин Великий) перед самой смертью; и что Сам Спаситель сказал: «…кто будет веровать и креститься, спасен будет» , — следовательно, крещению должна предшествовать вера, а дети еще не имеют сознательной веры, т.е. не понимают ее…
Православная Церковь никогда не ставила «понимание» условием для совершения Таинства Крещения. Более того, по святоотеческим традициям, она считает, что истинное понимание возможно только благодаря Крещению и является его плодом и следствием, а не условием. Высшим проявлением благодати Крещения является как раз то, что оно превращает и взрослого в младенца, без чего, по словам Христа, невозможно войти в Царствие Божие.
Иисус Христос крестился в 30 лет потому, что именно в это время дано было Богом повеление крестить иудеев.
А, если некоторые цари и сановники крестились перед смертью, то это допускалось ими вот почему: они верили, что крещение очищает от всех грехов, совершенных перед ним, а не только от первородного греха. Это совершенно правильно, но это был, конечно, риск с их стороны: ведь они хотели при сравнительно малых подвигах перейти в жизнь будущую чистыми и безгрешными, но как говорят? «Человек — смертен, и, как правило, внезапно!» Смерть не обязана ждать времени их крещения: они могли умереть и до крещения, — и тогда, естественно, должны были исполниться над ними слова Христовы: «… если кто не родится от воды и Духа, не увидит Царствия Божия…»
Итак, по учению Православной Церкви, крещаются младенцы, родившиеся от христианских родителей, и взрослые, из нехристиан, пожелавших принять христианство.
Взрослый крещаемый должен осознавать, что, принимая крещение, он принимает на себя труды и подвиги благочестивой жизни, принимает каждодневную борьбу со страстями. Он должен знать, понимать и принимать основы православия. Взрослый крещаемый может подготовить себя к Таинству Крещения добровольным постом с полным отказом от всех вредных привычек: употребления спиртного, курения, грубости, а также примирением с людьми, находящимися с ним в ссоре. Это очень трудно, тем более, если предшествующая жизнь очень мало соприкасалась с добродетелями. Но как приятна будет награда!
Но как же младенцы? Некоторые спросят: не лучше ли отложить крещение до того момента, когда ребенок сам скажет, что он верит в Бога?
Но, во-первых, в Таинстве Крещения ребенок получает особую благодать, которая однозначно поможет ему в жизни, а что касается веры — она есть даже у самых маленьких детей. Вера рождается раньше, чем мы можем выразить ее словами, а детская вера крепче и непосредственней, чем у взрослых, отягощенных грехами. Вера есть у всех младенцев, и главная задача родителей и крестных — не воспитать ее, а не дать ей погаснуть под дурным влиянием! Вспомните: «Если … не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18, 3). А тем, кто запрещал детям приходить к Нему, Господь напоминал слова пророка: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Пс.8, 3) . Даже грудные дети хвалят Бога, и Бог принимает их хвалу, как же не принимать ее нам?
Но кто может поручиться, вырастут ли они верующими? Для этого и существуют восприемники, или, в простонародье — крестные. Они-то и должны вести ребенка по стезе добродетелей до тех пор, пока ребенок сам не поймет, что такое «вера».

Восприемники (крестные)

Слово «восприемник» дословно переведено с греческого языка. А наше обиходное слово «кум», вполне возможно, произошло от арамейского «куми», что значит «встань», потому что восприемники становятся перед купелью вместо крещаемого.
Восприемники должны быть не только у детей. При крещении взрослых крестные служат в качестве свидетелей и поручителей веры и обетов крещаемого. При крещении младенцев крестные присутствуют при Таинстве для того, чтобы произнести вместо них Символ веры и необходимые ответы.
Что еще необходимо знать нам о восприемниках? То, что ими не могут быть:

  • дети (восприемник должен быть не младше 15 лет, а восприемница — не младше 13 лет);
  • люди безнравственные и безумные;
  • неправославные;
  • родители — восприемниками своих детей.

Также нет у нас в России обычая, чтобы крестными были монашествующие. Но это уже по правилам и канонам монашеской жизни и к вопросу о крещении не имеет отношения.
По Требнику, достаточным считается только один восприемник: для крещаемого лица мужского пола — мужчина, для лица женского пола — женщина. Но по укоренившейся традиции бывают двое крестных — мужчина и женщина.

Имена

Одним из самых важных пунктов Таинства Крещения является выбор имени. Во все времена имя христианина считалось святым и потому с самого рождения его учили особенно почитать и уважать свое имя.
В Ветхом Завете мы видим, что иногда Сам Бог давал имена людям.
Например, Он назвал первого человека Адамом, что по одному из переводов означает «взятый из красной земли», потому что Адам был создан из персти земной. Сын Авраамов назван Исааком, что значит «смех», потому что Сарра, престарелая жена Авраама, при пророчестве ангела о рождении сына или от недоверия, или от радости рассмеялась (Быт. 17, 19).
Иногда же Бог видоизменял имена людей по особым случаям. Например: Аврама, что значит «отец высокий», Он назвал Авраамом, что означает «отец множества народов», а Сару — что значит «госпожа», назвал Саррою — «госпожею множества».
Был также один случай, когда муж дал имя своей жене: этот муж — Адам, назвавший свою жену Евой, что означает «жизнь», потому что она положила начало жизни всему роду человеческому (Быт. 3, 20).
Но большей частью, имена своим детям давали родители. Так, одного из своих сыновей Ева назвала Каином, что значит «приобретение» (Быт. 4, 1). Вероятно, Ева предположила, что этот сын ее будет тот человек, который, по обетованию Божию, приобретет им спасение. Другого — праматерь назвала Авелем, что значит «плач», вероятно по предчувствию кончины его. Третьего сына Адам и Ева нарекли Сифом, что означает «основание», потому что он положил основание благочестивому племени, противоположному потомству Каина… И так далее, и так далее…
В Православной Церкви принято давать крещаемым имена святых, прославляемых в ней, внесенные в Православный месяцеслов. В славянских требниках сказано, что ребенку дается имя того святого, память которого празднуется Церковью в восьмой день от рождения младенца. Также в России дают новорожденным имена святых, которые воспоминаются Церковью непосредственно в день рождения младенца — ведь рождение — это главный факт в жизни человека и родители таким образом прославляют святого, под осенением которого человек родился. Дают детишкам имена и тех святых, память которых приходится в день крещения младенца — ведь день рождения известен всем, а день крещения будут знать только самые близкие люди и тем самым будет сохраняться память об этом дне.
Значение имен можно узнать в любом Православном календаре. И надо помнить, что если выбрано имя, которого нет в месяцеслове, необходимо перевести его в каноническую форму и уже под этим именем производить крещение. К примеру, Анжела в крещении принимает имя Ангелина; Оксана — Ксения; Денис — Дионисий; Светлана — Фотина и т.д.
Из благоговения перед именем Спасителя в Православной Церкви не нарекают именем Иисус в честь Сына Божия. Так же мы относимся к имени Его Пречистой Матери, поэтому, имя Мария дается в честь одной из святых, чья память празднуется 26 января, 1 апреля, 22 июля и других.

Обряды, предшествующие Таинству Крещения

Предварительные действия крещения, по уставу Православной Церкви, составляют: оглашение, отречение от диавола, сочетание со Христом.

Оглашение

Взрослого, т.е. начиная с семилетнего возраста, желающего креститься, Святая Церковь предварительно испытывает: искренне ли он желает оставить свои прежние греховные привычки и заблуждения и стать членом Церкви; и ОГЛАШАЕТ его, т.е. учит вере Христовой. Оглашение совершается и при крещении младенца: тогда за него отвечают восприемники (причем за мальчика отвечает крестный отец, а за девочку — крестная мать), которые и поручаются за веру крещаемого.
После наставления в вере взрослый оглашенный в знак покорности и смирения снимает верхнюю одежду, но оставляет нижнее белье: теперь он знает, что был пленником своих грехов, «а пленники ходят раздетыми и разутыми» (св. Иоанн Златоуст). С собой хорошо принести большую пелену (простынь), которой можно прикрыть тело во время чтения молитв и освящения воды. В самый момент совершения Крещения пелену следует снять. Младенцы же для Крещения приносятся в одних пеленах, которые священник раскрывает так, чтобы лицо и грудь младенца были открыты.
Оглашение взрослых в древней христианской Церкви продолжалось не менее 40 дней, и только для больных время оглашения сокращалось.
Человека, пожелавшего принять Крещение, приводили к местному епископу его будущие восприемники (поручители). Это были члены христианской общины, которые свидетельствовали о серьезности его намерения и искренности обращения. Получив такие заверения, епископ вносил его имя в списки оглашенных. Оглашенным не разрешалось присутствовать на Литургии Верных — во время службы и сейчас можно слышать возглас диакона: «Оглашенные, изыдите!»
По уставу Православной Церкви обряды оглашения составляют:
троекратное ДУНОВЕНИЕ священника на лицо и грудь оглашаемого — (по сотворении тела первого человека, Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живой» (Быт. 2, 7));
благословение оглашаемого;
чтение молитвы предогласительной с возложением руки на голову крещаемого — (рука священника — это как бы рука Самого Господа Иисуса Христа защищает, дает прибежище, «возьмет под крыло», ибо скоро смертельная схватка с силами тьмы);
чтение трех молитв заклинательных:

  • первая молитва — отревает и гонит диавола, и всякое его действие страшными для него Божественными Именами и Таинствами,
  • вторая молитва — повелевает демонам бежать от человека и не творить ему напастей,
  • третья молитва — умоляет Господа всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере.

Обряды отречения от сатаны

Обряды отречения от сатаны и исповедания Христа в древности обычно совершались в Страстную Пятницу или Субботу и, таким образом, они завершали приготовления к Крещению. Сейчас они совершаются сразу после чина изгнания духов.

Что составляет обряд отречения от диавола? Это:

  • обращение крещаемого с восприемниками на запад — (потому что диавол — темная сила, и царство его есть царство тьмы, темный запад, противоположный Царствию Божию — свету востока);
  • формула отречения — (на троекратный вопрос священника: «отрицаешься ли сатаны, и всех дел его, и всех аггел, и всего служения его, и всея гордыни его?», оглашаемый троекратно отвечает: «Отрицаюся!»);
  • дуновение и плюновение — (после слов священника «и дуни и плюни на него», оглашаемый дует и плюет влево вниз на пол, как бы на сатану. Дуновение и плюновение служит символом презрения к лицу, от которого оглашенный отрекается).

Сочетание со Христом

Сочетание со Христом — это вступление в союз, соединение со Христом. Сочетание происходит от слова «чета», а четою называется муж и жена или жених и невеста. В данном случае, жених — это Господь Бог наш, а невеста — любая душа, православно верующая.
Отвратив лицо свое от мрака запада, крещаемый обращается на восток, опускает руки, изображая покорность Богу и смирение, и троекратно выражает желание сочетаться Христу. Сочетание Христу означает обещание быть покорным Ему, обязательство вступить в число Его воинов. Это как бы вид присяги, которую воин дает Государю. Это — исповедание личной верности Христу, потому и звучит эта клятва подобно солдатской присяге.
Священник вопрошает: «И веруеши ли Ему?»
Крещаемый отвечает: «Верую Ему яко Царю и Богу».
Веровать во Христа как в Бога недостаточно, ибо и «бесы веруют и трепещут» (Иак. 2, 19). Принять Его как Царя и Господа — это посвятить всю жизнь служению Ему, жить в соответствии с Его заповедями. Слово «Господь»(по-гречески «Кириос») на религиозном и политическом языке того времени содержало в себе идею абсолютной и полной власти, требующей безусловного подчинения. Исповедовать Христа как Царя означает, что Царство, которое Он нам открыл, находится здесь и сейчас, а не «по ту сторону» нашей жизни. «Мы принадлежим Его Царству и должны служить прежде всего Ему» (Рим.8, 38-39).
Следующая ступень обряда заключается в троекратном произнесении «Символа веры». Это основано на словах Спасителя: «кто будет веровать и креститься — спасен будет» . Следовательно, крещению должно предшествовать изучение догматов веры, а произнесение «Символа веры» может и должно служить ручательством понимания этих догматов. Это — как бы экзамен для поступления в высшую школу благодати Господней.
По прочтении «Символа веры», взрослый крещаемый должен совершить земной поклон. Наша преданность Христу выражается поклонением Святой Троице. Поклонение — древний и универсальный символ благоговения, любви и послушания. Это необходимое условие победы над гордыней и утверждение подлинной свободы и достоинства.
По совершении чина оглашения, приступающий к Крещению, готов принять это великое Таинство.

Таинство Крещения

Для совершения Таинства Крещения священник облачается в белое одеяние. Белая фелонь напоминает о том, что в древности Крещение совершалось в Великую Субботу, и пасхальный характер его по сей день остается ключом к пониманию не только этого Таинства, но и всей христианской жизни. «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в ОБНОВЛЕННОЙ жизни. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения…» (Рим. 6, 4-5).
Купель с водою ставится посередине храма. Форма купели глубоко символична. Круглое основание купели есть знамение круга земной Церкви, круглая чаша знаменует Церковь Небесную, а все вместе — символ Богоматери, как чистейшего сосуда Божией благодати.
Восприемникам даются возженные свечи. Ставятся свечи и по краям купели с трех сторон. Белое одеяние священника и возженные свечи выражают духовную радость о ПРОСВЕЩЕНИИ человека в Таинстве Крещения.
Следующим этапом Таинства является освящение воды. Освященная вода — это образ благодати Божией: она очищает верующих от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.
Начинается обряд возгласом: «Благословенно Царство…» . Затем следует Великая ектения (длительная молитва), в которой священник тайно читает молитву «Благоутробный и милостивый Боже…» , за нею следующую молитву читает вслух, на которой при словах «да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего вся сопротивные силы» , повторяемых трижды, благословляет воду в купели, проводя по ней перстами крестообразно две черты: первый крест делая на поверхности воды, второй — немного глубже, а третий — в самой глубине. Затем, он трижды крестообразно дует на нее.
После того, как вода освящена, она помазуется освященным елеем. Омочив в сосуде с елеем стручец (кисточку), священник трижды творит им в воде знамение креста. Как находящимся в Ноевом ковчеге Господь послал с голубем масличную ветвь — знамение примирения и спасения от потопа, так и над водою творится крест елеем в знак того, что воды Крещения служат к примирению с Господом и в них явлена милость Божия.
После, священник во имя Пресвятой Троицы помазывает крещаемых ЕЛЕЕМ РАДОВАНИЯ, соединенным с водою. Помазывается грудь — во исцеление души и тела; уши — в слышание веры; руки — «руце Твои сотвористе мя и создасте мя» и ноги — «во еже ходити ему по стопам заповедей Твоих» . Это — воссоздание человека: его тела, каждого его члена, органов чувств. Первородный грех затмил в человеке образ Бога. Человек потерял свою духовную красоту и нужно восстановить его первозданный облик. Крещение обновляет и восстанавливает всего человека в его первозданной целостности, примиряет душу и тело. В Крещении человек хоть и освобождается от первородного греха, но не освобождается от возможности грешить. Поэтому, и в новой духовной жизни он должен бороться с врагами спасения, влекущими его ко греховным делам. А в древности, борцы для удобства борьбы обыкновенно намащали свои тела маслом…
И, наконец, наступает самое существенное действие в Таинстве Крещения — троекратное погружение крещаемого в воду. Взрослый крещаемый входит в купель сам (если купель достаточно большая), а младенца погружает в воду священник.
Правило 6 Вселенского Собора требуют, чтобы Крещение совершалось в храмах, и лишь в крайнем случае разрешают крестить в частном доме, где для совершения Таинства обязательно должна быть назначена чистая комната. В самом храме, а именно в его притворе, для Крещения устраивается бассейн с водой и ступенями для спуска в воду: такая крещальня называется «водоем большой». Иногда же устраивается «водоем малый» — большая чаша для хранения святой воды. В случае, если в храме установлен «водоем малый», то Крещение происходит не погружением, а обливанием или окроплением.
Священник произносит слова: «Крещается раб Божий (раба Божия)… во имя Отца…» и одновременно погружает крещаемого в воду. И, возводя из воды, произносит: «Аминь» . Погружая во второй раз, произносит: «И Сына…» . И, возводя из купели: «Аминь» . Погружая в третий раз, произносит: «И Святаго Духа…». И, возводя из купели: «Аминь» . «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.» «Аминь» троекратно произносится и восприемниками.
После погружения крещаемого в воду, священник умывает свои руки чистой водой и читает 31-й псалом, выражающий силу Таинства Крещения: «Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть…»
Затем, священник надевает на крещенного белую рубашку, произнося: «Облачается раб Божий в ризу правды во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» . Надевается именно белая рубашка, потому что белый цвет выражает чистоту или белизну души, приобретенную в Таинстве Крещения, и, вместе с тем, чистоту жизни, к которой призывается человек после Крещения.

Православный крест

Вместе с белой одеждой на новокрещенного возлагается нательный крест во исполнение слов Христа: «Кто хочет идти за Мною — отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8,34).
Крестики для ношения на груди обычно покупаются для крещаемых восприемниками. Освящается крест чтением прекрасной молитвы о ниспослании на крест благословения Божия и благодати, чтобы каждому, носящему на себе это крестное знамение, оно послужило охраной и защитой души и тела от всякого зла и от всех врагов видимых и невидимых.
Православный крест обычно бывает восьмиконечным, т.е. имеет три перекладины. Верхняя — короткая, на ней помещается сокращенная надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский». Средняя — самая длинная. Нижняя — косая, короткая, левый от нас конец этой перекладины выше, чем правый. Православная Церковь признает ношение и четырехконечных крестов, у которых только одна перекладина — длинная средняя. Крестик может быть с изображением распятия или без него. На православном изображении распятия ступни ног изображаются рядом друг с другом, ровно, а на католическом — одна на другой. На православном кресте руки Христа обычно разведены в стороны, как бы обнимая весь мир, а на католическом — подняты немного вверх, показывая страдания Спасителя на кресте.
Следует еще знать, что Крещение — это единственное Таинство, которое в определенном случае может провести крещеный и истинно верующий мирянин. Этот определенный случай — близкая смерть желающего креститься, так сказать крещение «страха ради смертного». Есть некоторые правила при таком Крещении: во-первых, Таинство производится также, как и в храме, т.е. с теми же молитвами и с тем же чином. Вода для проведения Таинства берется любая, с тем условием, что она должна быть чистой.
В «Житиях…» описан случай, когда, некий иудей, идя по пустыне с двумя спутниками-христианами и чувствуя приближение смерти, решил окреститься и упросил спутников своих провести над ним Таинство. За неимением воды, спутники окрестили его песком. И произошло чудо: новообращенный христианин воспрял духом, ожил и благополучно прибыл в город. Они втроем обратились к епископу, и тот объявил это Крещение принятым…
Нужно помнить, что, если среди предстоящих у смертного одра людей есть диакон, то Таинство проводит он; если такового нет, то Таинство проводит мужчина; если среди предстоящих нет крещенного и верующего истинно мужчины, то в этом случае Крещение проводит женщина. Если новокрещенный человек умирает, то Таинство Крещения объявляется совершенным и впоследствии за умершего молятся как за христианина; но, если человек чудесно выздоравливает, то обязательно необходимо придти к священнику и рассказать ему о проведенном Таинстве. Священник, задав некоторые вопросы, решит: правильно ли был сделан обряд? Если правильно, то Крещение не повторяется, а совершается миропомазание и следующие за ним обряды. Если же неправильно — то Таинство Крещения совершает сам священник.
Итак, облачением и возложением креста оканчиваются все обряды, входящие в состав чина Крещения. Следующие обряды относятся частью к Крещению, а частью к Таинству Миропомазания.

Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Св. Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Св. Духом в жизнь духовную, святую. «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»(Ин. 3,5)

Время Крещения в нашем Храме

Крещение в нашем храме происходит по субботам и воскресеньям, в 10 часов утра и 2 часа дня(14 часов).

Для крещения необходимо:

Нательный крест на шнурке или цепочке (приобрести его можно в храме или в ювелирном магазине – в этом случае его нужно будет освятить)

Белая крещальная рубашка (для взрослых – новая светлая одежда – блуза, рубашка и т. п.)

Полотенце

Младенец крестится по вере родителей и восприемников

Роженицам в течение сорока дней вход в храм воспрещается «по обыкновенному закону естественного очищения» . Поэтому на Руси крестили большей частью в 40-й день, когда и для матери заканчивались по закону дни очищения, и она после прочтения над ней специальных молитв могла присутствовать при Крещении своего ребенка. Возможно совершить Крещение и раньше 40-го дня.

Раннее крещение младенцев полезно для их возрастания. Развитие человеческой души начинается с первых дней жизни. Крещение вводит человека в ограду церковную, а значит – Церковь молится о нем. При Крещении человеку дается Ангел Хранитель, который будет оберегать его от всякого зла. Кроме того, крещеного младенца уже можно причащать, и нужно делать это как можно чаще.

Согласно Уставу Православной Церкви в восьмой день по рождении священник нарекает младенцу имя. Сейчас молитва о наречении имени читается непосредственно перед Крещением.

Церковное имя при Крещении нарекается в честь кого-либо из святых угодников Божиих, который с этого момента становится небесным покровителем крещаемого. Наши предки давали имена своим детям по имени святого, память которого приходилась на день рождения или на день крестин. Иногда имя ребенку избирали в честь святого, особо почитаемого всей семьей, хотя бы день его памяти по времени был весьма удален от дня рождения младенца. Возможно выбрать имя из списка имен святых, память которых празднуется в период сорока дней с момента рождения ребенка.

Если к моменту совершения Таинства Крещения имя уже выбрано, то нужно определить, в честь кого из святых, носящих такое имя (если их несколько), будет совершаться наречение. Бывает, что имя крещаемому нарекается в честь наиболее известного соименного святого или же по церковному календарю определяется ближайший день памяти святого с этим именем после дня рождения крещаемого. Этот святой и будет небесным покровителем новокрещенного, а определенный по календарю день его памяти называется именинами, или днем Ангела , а на церковном языке – днем тезоименитства . Такое же правило применяется в том случае, если человек крещен (к примеру – в раннем детстве), однако не знает, в честь какого святого совершалось крещение. Надо отметить, что на Руси в прежние времена дни рождения вообще не праздновались – вместо этого отмечали именины. В этот день православному верующему следует, должным образом подготовившись, посетить богослужение в храме, исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн, чтобы почтить память своего небесного покровителя.

Крестные родители – восприемники

Крестные родители – восприемники. По Требнику необходимым считается только один восприемник – мужчина для крещаемого мужского пола или женщина для лица женского пола. Но по укоренившейся традиции бывает двое восприемников: мужчина и женщина.

Крестные родители всегда, до конца своих дней, молятся за крестников, научают их вере и благочестию, приобщают к Таинствам.

Не могут быть крестными: дети (восприемник должен быть не младше 15 лет, восприемница – не младше 13 лет), «люди безнравственные и безумные» , неправославные.

Крещение взрослых допустимо совершать без восприемников.

Еще не так давно, каких-нибудь 15 лет назад, во многих храмах, особенно больших городских, практически каждое воскресенье можно было наблюдать удивительную картину: обряд массового Крещения. Единовременно крестили порой до 100 человек. Люди приходили в храм целыми семьями. Подобное можно было увидеть разве только в первые века христианства с одной лишь «маленькой» разницей: тогда люди хорошо понимали, что они делают. В наше же время, как это обычно бывает, решение креститься люди принимали спонтанно, за компанию, да и просто отдавая дань моде.

Хотя сегодня массового Крещения, пожалуй, не увидишь, однако, к сожалению, мало что изменилось в самом отношении к Таинству. Далеко не все знают, чем в действительности оно является. Для многих по-прежнему это - только обряд, который якобы оказывает некое магическое действие или просто идентифицирует по национальному признаку: крещеный - значит русский. Но отрадно, что не все подходят к этому важнейшему вопросу так легкомысленно. Об этом свидетельствует непрекращающийся поток вопросов, приходящих на наш епархиальный сайт. Остается только напомнить, что на нем уже размещены ответы на многие вопросы, и прежде чем задавать свой, нужно посмотреть, возможно, кто-то о чем-то похожем уже спрашивал.

Зачем нужно креститься?

Таинство Крещения - одно из основных Таинств Православной Церкви. С него начинается христианская жизнь человека. Таинство Крещения установил Сам Господь: Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие (Ин. 3 , 5). О важности этого события говорит и тот факт, что на Руси духовное рождение считалось важнее телесного, поэтому многие даже не помнили, когда они родились, и отмечали не день рождения, а день ангела, или именины,- день памяти святого, чье имя получил человек при Крещении.

Принимая Таинство Крещения, человек освобождается от первородного греха и становится полноправным членом Церкви, то есть получает ее молитвенную помощь. Особенно это необходимо, конечно же, младенцам, поскольку они менее всех защищены в наше нестабильное время. Но главное в этом Таинстве то, что человек рождается для вечности, для него становится возможным наследовать Царство Небесное в жизни будущей. Смерть телесная для верующего человека - это уже не смерть, а сон (поэтому умершие во Христе называются усопшими).

Когда совершается Таинство Крещения?

Устав Православной Церкви разрешает совершать Таинство Крещения в любой день года. Однако в каждом храме существует свой распорядок богослужений, в котором для Крещения может быть отведено строго определенное время. Поэтому следует за несколько дней до предполагаемой даты Крещения обратиться в храм, где собираетесь совершить это Таинство, для того, чтобы узнать все, что для этого необходимо.

Как покреститься взрослому человеку и что для этого нужно?

Для взрослого человека основанием для принятия Крещения является вера. К Крещению необходимо подготовиться, решить для себя еще до его принятия очень важные, по сути, самые важные в жизни вопросы: нужно ли это лично Вам, готовы ли Вы? Приходящему к купели Крещения не следует искать здесь исключительно земных благ: здоровья, успешности или решения семейных проблем. Цель Крещения - соединение с Богом.

Однако Крещение - только щедрый залог нашего спасения. После совершения Таинства человек должен начать полноценную церковную жизнь: регулярно бывать в храме, узнавать богослужение, молиться и изучать путь приближения к Богу с помощью творений тех, кто этим путем прошел,- святых отцов. То есть учиться жизни в Боге. Если этого не произойдет, то Крещение не будет иметь никакого смысла.

В древности Крещению предшествовал достаточно длительный период (от сорока дней до нескольких месяцев, а то и лет) огласительных бесед - наставлений в вере. Человека постепенно подготавливали к принятию решения. Сейчас в большинстве храмов для тех, кто готовится к Таинству Крещения, проводятся подготовительные беседы, во время которых можно узнать, в чем состоит вероучение Православной Церкви. Если такой практики в храме не придерживаются, можно и нужно поговорить со священником о своем решении, и он сможет хотя бы вкратце рассказать о сути Таинства, ответит на вопросы, посоветует, что почитать на эту тему.

Перед Крещением желательно начать посещать храм (но не оставаться на литургии после того, как будут произнесены слова «оглашенные, изыдите»): там можно не только увидеть, как проходят богослужения, но и познакомиться с верующими людьми, которые помогут в приобретении необходимых знаний. Нужно постараться как можно больше узнать об этом Таинстве, начать читать православную литературу. Но в первую очередь нужно читать Евангелие, лучше всего - от Матфея, так как Евангелие - это и есть тот закон, исполнять который дают обет во время Крещения. Прочтите Символ веры - эта молитва есть в любом молитвослове, постарайтесь изучить ее, так как в ней содержится исповедание веры православного христианина.

И еще: надо принести покаяние за всю прожитую жизнь. Такая исповедь по сути не является Таинством, но это древняя практика, дающая возможность осмыслить, понять свои ошибки и стараться их не повторять.

Для проведения Таинства Крещения нужно иметь освященный крестик на цепочке (лучше освятить его заранее), крестильную рубашку (новую длинную белую рубашку, которую впоследствии нужно сохранить как домашнюю святыню) и полотенце, которое понадобится после выхода из воды.

Когда лучше крестить новорожденного ребенка? И как новорожденного причащают?

Чинопоследование наречения имени, которым начинается Таинство Крещения, принято совершать на 8-й день после рождения младенца. Однако Устав не запрещает делать это и в любой из предыдущих дней. Поскольку время очищения матери ребенка продолжается до сорокового дня, и она может войти в храм только после этого срока (при условии прочтения особой, так называемой «сороковой» молитвы), обычно Таинство совершается на сороковой день или чуть позже. Не следует откладывать Крещение на более поздний срок, так как чем раньше новорожденный младенец станет членом Церкви, тем сильнее он будет защищен от окружающего его греха и происходящего из греха зла.

Православная Церковь считает, что новорожденного можно и нужно причащать, и как можно чаще. Тело и Кровь Господа Иисуса Христа не является пищей в обычном значении этого слова. Причащается человек не для насыщения своей плоти, а исключительно для установления сущностной связи с Господом. Устав предусматривает причащение младенцев только Кровью Христовой, именно поэтому их можно причащать только на полной Божественной литургии, но не на Литургии Преждеосвященных Даров, которая служится по средам и пятницам во время Великого поста.

Реальность причащения не зависит от количества Святых Даров, предлагаемых причастнику. Поэтому вся полнота Божественной благодати становится достоянием ребенка, которого причащают Кровью Христовой, подаваемой под видом настолько ничтожного количества вина, что оно никак не повредит его здоровью.

Как выбрать имя для ребенка?

Имя христианина - свято. Наречение имени устанавливает особую связь между крещеным, то есть присоединившимся к Церкви человеком, и святым, имя которого выбрано. Этот святой становится небесным покровителем крещеного. К нему, после Господа Иисуса Христа и Божией Матери, чаще всего обращается с молитвой верующий человек. Православная Церковь не накладывает никаких ограничений на выбор имени для ребенка, лишь бы оно было именем святого, почитаемого Церковью. Выбрать имя Вам помогут списки святых, которые называются святцами. Они обычно печатаются в конце церковных календарей.

Может случиться так, что выбранное Вами имя носили несколько святых. В этом случае полезно прочесть их жития и выбрать имя того святого, житие которого Вас более всего тронуло.

В прошлом существовала традиция, согласно которой ребенка называли в честь святого, память которого совершается в день рождения ребенка или в один из ближайших к нему дней. Эта традиция хороша тем, что редкие, иногда почти забытые имена вновь становились живыми и любимыми.

Если же ребенок уже получил имя, которого нет в святцах, при Крещении ему будет дано другое, чаще всего созвучное со светским.

Можно ли крестить ребенка на дому и сколько это стоит?

В храмах нет цены на совершение Таинства Крещения, есть рекомендуемая сумма пожертвования. И если люди, желающие Крещение принять, необходимыми средствами не располагают, то Таинство это, разумеется, должно быть совершено безвозмездно. Что же касается Крещения на дому, то оно оправдано и возможно лишь в том случае, когда речь идет о тяжелобольном человеке, который сам не может добраться до храма. Детей в церковь привозят родные, и если у ребенка нет никаких угрожающих его жизни заболеваний, то крестить его надо в храме.

Как подготовить ребенка дошкольного возраста к Таинству Крещения?

В возрасте 5–6 лет ребенок без труда может усвоить, в чем состоит смысл Таинства Крещения. Перед совершением Крещения ребенка следует познакомить с основным содержанием Евангелия, хотя бы в объеме детской Библии, рассказать ему о земной жизни Христа, о Его Богочеловеческом достоинстве, о Его заповедях.

Желательно, чтобы до совершения Таинства Крещения ребенок неоднократно побывал в православном храме, в том числе и во время богослужения. Малыша надо постепенно приучать к жизни православного христианина, чтобы он полюбил храм, понял назначение икон, знал, кто на них изображен, что означает поставленная перед иконой свеча. Ребенок должен научиться молиться о себе, о своих родителях, о своих друзьях и близких, об усопших родственниках. Непосредственно перед совершением Таинства Крещения необходимо выучить с ним несколько простых молитв: Иисусову молитву, Отче наш, Богородице Дево, радуйся…

Говорят, что родители не должны присутствовать на крестинах своего ребенка. Так ли это?

Правил, воспрещающих присутствие родителей на крестинах своего ребенка, нет. Мнение, что родителям не следует присутствовать при Крещении младенца, вероятно, сложилось по таким соображениям: Крещение есть духовное рождение, и так как при этом духовном рождении бывают восприемники, которые становятся ребенку духовными родителями, то и нет надобности быть тут плотским родителям. К тому же раньше ребенка крестили практически сразу после рождения, поэтому мать не могла присутствовать на крестинах «по обыкновенному закону очищения».

Марина Новакова


С глубокой древности в Православной Церкви существует восходящий к апостольскому времени обычай иметь восприемников при Крещении. Они становились духовными родителями ребенка и духовными родственниками его родителей. Еще сравнительно недавно кум и кума являлись практически членом семьи, их присутствие было обязательным во время всех значительных семейных событий. Отрадно, что кумовство в хорошем смысле этого слова сегодня активно возрождается.

Зачем ребенку крестные и кто может стать крестными?

Ребенок, особенно новорожденный младенец, ничего о своей вере сказать не может, не может ответить на вопрос священника, отрекается ли он от сатаны и сочетается ли со Христом, не может понять смысла происходящего Таинства. Однако оставлять его вне Церкви до того, как он станет взрослым, нельзя, поскольку лишь в Церкви есть благодать, необходимая для его правильного возрастания, для сохранения его телесного и духовного здоровья. Поэтому Церковь совершает Таинство Крещения над младенцем и сама принимает на себя обязательство воспитывать его в православной вере. Церковь состоит из людей. Свое обязательство правильно воспитывать крещеного ребенка она осуществляет через тех, кого называет восприемниками или крестными родителями.

Главным критерием выбора крестного или крестной должно стать то, сможет ли этот человек впоследствии помогать в добром, христианском воспитании воспринятого от купели, а не только в практических обстоятельствах, а также степень знакомства и просто приязненность отношений.

Забота о расширении круга людей, которые будут серьезно помогать родившемуся чаду, делала нежелательным приглашение в качестве кума и кумы ближайших физических родственников. Считалось, что они и так, в силу природного родства, будут помогать ребенку. По этой же причине старались не допускать того, чтобы у братьев и сестер был один и тот же крестный. Поэтому родные бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и тети становились восприемниками только в крайнем случае.

Сейчас, собравшись крестить ребенка, молодые родители часто не задумываются о том, кого выбрать крестными. Они не ожидают от крестных своего ребенка серьезного участия в его воспитании и приглашают быть восприемниками людей, которые в силу своей неукорененности в церковной жизни не могут выполнить обязанностей крестных родителей. Бывает и так, что крестными становятся люди, которые совсем не ведают о том, что им выпала действительно большая честь. Чаще всего почетное право быть крестными предоставляется близким друзьям или родственникам, которые, выполнив нехитрые действия во время совершения Таинства и откушав всевозможных яств за праздничным столом, редко вспоминают о своих обязанностях, напрочь забывая иногда и о самих крестниках.

Однако, приглашая крестных, нужно знать, что Крещение по учению Церкви - это второе рождение, то есть «рождение от воды и Духа» (Ин. 3, 5), о котором как о необходимом условии спасения говорил Иисус Христос. Если физическое рождение является вхождением человека в мир, то Крещение становится вхождением в Церковь. И принимают младенца в его духовном рождении восприемники - новые родители, поручители перед Богом за веру принятого ими нового члена Церкви. Таким образом, восприемниками могут быть только православные, искренне верующие взрослые люди, способные научить крестника основам веры (не могут быть крестными несовершеннолетние и душевнобольные). Но не надо пугаться, если, соглашаясь стать крестным, вы не в полной мере соответствуете этим высоким требованиям. Это событие может стать замечательным поводом для самообразования.

Церковь считает духовное родство столь же реальным, сколь и родство природное. Поэтому во взаимоотношениях духовных родственников существуют такие же особенности, как и в отношении родственников природных. В настоящее время Русская Православная Церковь в вопросе о браках духовных родственников придерживается только 63-го правила VI Вселенского собора: невозможны браки между восприемниками и их крестниками, восприемниками и физическими родителями крестника и восприемников между собой. При этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей в одной и той же семье. Брат и сестра, отец и дочь, мать и сын могут быть крестными одного и того же ребенка.

Беременность крестной матери является вполне допустимым состоянием для участия в Таинстве Крещения.

Каковы обязанности крестных?

Обязательства, которые принимают на себя перед Богом восприемники, очень серьезны. Поэтому крестные родители должны понимать, какую ответственность они на себя берут. Крестные обязаны научить своих крестников прибегать к спасительным Таинствам Церкви, главным образом Исповеди и Причащения, дать им знание о смысле богослужения, особенностях церковного календаря, о благодатной силе чудотворных икон и других святынь. Крестные должны приучать воспринятых ими от купели посещать церковные службы, поститься и соблюдать другие положения Церковного устава. Но главное - крестные должны всегда молиться о своем крестнике.

В обязанности их входит и забота о защите своих крестников от всевозможных соблазнов и искушений, которые особенно опасны в детском и юношеском возрасте. Крестные, зная способности и особенности характера воспринятых ими от купели, могут помочь им определить их жизненную стезю, дать совет в выборе образования и подходящей профессии. Немаловажен и совет в выборе супруга; по обычаю Русской Церкви именно крестные родители готовят свадьбу для своего крестника. И вообще, в тех случаях, когда физические родители не имеют возможности материально обеспечить своих детей, эту обязанность принимают на себя в первую очередь не бабушки и дедушки или другие родственники, а крестные родители.

Легкомысленное отношение к обязанностям крестного является тяжким грехом, поскольку от этого зависит судьба крестника. Поэтому не стоит бездумно соглашаться на приглашение стать восприемником, особенно если один крестник уже есть. Отказ идти в кумовья также не следует воспринимать как обиду или пренебрежение.

Стоит ли соглашаться быть крестным, если родители ребенка невоцерковлены?

В этом случае необходимость в крестном возрастает, и его ответственность только усиливается. Ведь иначе каким образом ребенок сможет прийти в Церковь?

Однако, исполняя долг восприемника, не следует упрекать родителей в их легкомыслии и маловерии. Терпение, снисходительность, любовь и непрерывный труд духовного воспитания ребенка могут оказаться неопровержимым доказательством истинности Православия и для его родителей.

Сколько у человека может быть крестных отцов и матерей?

Церковные правила предусматривают наличие одного восприемника (крестного) при совершении Таинства Крещения. Для крещаемого мальчика - это восприемник (крестный отец), для девочки - восприемница (крестная мать).

Но поскольку обязанности крестных многочисленны (так, в особых случаях крестные заменяют физических родителей своего крестника), а ответственность перед Богом за судьбу крестника очень велика, в Русской Православной Церкви сложилась традиция приглашать двух восприемников - крестного отца и крестную мать. Никаких других крестных, кроме этих двух, быть не может.

Как нужно готовиться к Таинству Крещения будущим крестным?

Подготовка к Таинству Крещения предполагает изучение Евангелия, основ православного вероучения, основных правил христианского благочестия. Пост, исповедь и Причастие перед Крещением для крестных не являются формально обязательными. Верующий человек должен придерживаться этих правил постоянно. Было бы хорошо, если бы во время крещения хотя бы один из крестных смог бы прочесть Символ веры.

Что из вещей нужно принести с собой на Крещение и кто из крестных это должен сделать?

Узнать о том, что нужно приобрести заранее, можно в том храме, где вы будете ребенка крестить. Для крещения понадобится крестильный набор (его вам порекомендуют в свечной лавке). Главным образом это крещальный крестик и крещальная рубашечка (чепчик приносить не надо). Затем понадобится полотенце или простынка - чтобы завернуть ребенка после купели. По установившейся традиции для мальчика крестик покупает крестный отец, для девочки - крестная мать. Простынку и полотенце принято приносить крестной матери. Но не будет ошибкой, если все необходимое купит кто-то один.

Можно ли стать крестным заочно, не участвуя в Крещении младенца?

Церковная традиция не знает «заочно назначаемых» крестных. Сам смысл восприемничества показывает, что крестные должны присутствовать при Крещении ребенка и, разумеется, давать свое согласие на это почетное звание. Крещение вообще без восприемников совершается только в особых обстоятельствах, например, когда жизни ребенка угрожает серьезная опасность.

Могут ли стать крестными представители других христианских конфессий, в частности католики?

Таинство Крещения делает человека частицей Таинственного Тела Христова, членом Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Такой Церковью, основанной апостолами и сохранившей в неповрежденном состоянии догматическое учение Вселенских Соборов, является только Православная Церковь. Римо-католическая церковь, отделившаяся от полноты Вселенской Церкви в 1054 году, утратила и исказила многие вероучительные принципы; поэтому она не может считаться истинной Церковью. В Таинстве Крещения восприемники выступают поручителями веры своего крестника и принимают перед Богом обязанность воспитывать его в православной вере.

Разумеется, человек, не принадлежащий к Православной Церкви, таких обязанностей выполнить не может.

Могут ли родители, в том числе усыновившие ребенка, быть для него крестными?

При Крещении крещаемый вступает в духовное родство со своим восприемником, который и становится его крестным отцом или крестной матерью. Это духовное родство (1-й степени) признается канонами более важным, чем родство по плоти (53 правило VI Вселенского Собора), и принципиально несовместимо с ним.

Родители, в том числе и усыновившие ребенка, ни в коем случае не могут быть восприемниками собственных детей: ни оба вместе, ни каждый в отдельности, иначе между родителями образовалась бы такая близкая степень родства, которая делала бы непозволительным продолжение их брачного сожительства.

Марина Новакова


Крещение младенцев до 7 лет.

Для младенцев Таинство Крещения проводится:

По субботам в 12.30

По воскресеньям в 14.00

С крестными родителями проводятся обязательные 2 огласительные беседы. В субботу в 12.00 и в воскресенье в 13.30. Без этих бесед Таинство Крещения совершаться не будет

Освященный крестик (в церковной лавке все крестики освящены)

Два больших банных полотенца

Крестильную рубашку (можно купить в церковном магазине)

Свидетельство о рождении

Выдается свидетельство о Крещении

В праздники возможны изменения в расписании проведения Таинства.

Справки по тел: 421-71-41

Крещение взрослых и детей после 7 лет.

Собеседование проводится по пятницам в 19.00 в храме. Всего проводится 5 огласительных бесед. После этого, с благословения священника, совершается Таинство Крещения.

Время назначается священником

Для Крещения необходимо иметь:

Освященный крестик

Крестильную рубашку

Свидетельство о рождении

Полотенце или простыню

Тапочки

После совершения Таинства выдается Свидетельство о Крещении.

На съемку таинства Крещения берется благословении у священника, совершающего Таинство.

В начале ноября Межсоборное присутствие РПЦ опубликовало документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской православной церкви».

Предполагается, в частности, что скоро нельзя будет прийти в храм и сразу креститься: потребуется подготовка, иначе называемая оглашением. Это как минимум две беседы, которые должны проходить все решившие креститься взрослые и дети старше 12 лет. «Недопустимо совершение таинства крещения над людьми, не желающими готовиться», - говорится в документе.

Часто, как отмечают в церкви, если пришедших креститься просят прочитать Евангелие и выучить «Отче наш», люди ищут другой храм или предлагают батюшке больше денег, лишь бы не тратить времени и сил. А ведь крещение, предупреждают священники, – это не только красивый обряд, но и обеты Богу, за исполнение которых придется отвечать, пишут «Во время подготовки священники или сотрудники храма – катехизаторы – расскажут об основах христианской веры и нравственности. Сразу спросят о мотивах прихода в церковь, и если мама хочет крестить младенца, «чтобы лучше спал и не болел», ей объяснят, что она обещает воспитывать ребенка по вере. Также новообращенные узнают, что библейские заповеди отныне должны стать для них «инструкцией к исполнению». Кроме того, подготовленный документ предписывает подготовительные беседы и для желающих венчаться.

Настоятель храма Всемилостивого Спаса на Новослободской протоиерей Александр Ильяшенко не уверен, что двух бесед перед крещением достаточно: в первые века христианства подготовка продолжалась годами. Священник пояснил, что плоды постсоветского освобождения церкви, когда люди массово крестились, РПЦ пожинает до сих пор: «У нас до 80% заявляют, что они православные, но из них в рай и ад верят чуть больше половины, а в храм ходят дай Бог 10%. Это из-за того, что в 1990-е годы не было возможности проводить катехизацию. Если человек не понимает, для чего крестится, он вряд ли еще раз придет в церковь». Благодаря новым правилам в РПЦ со временем должно стать меньше «формальных» и больше сознательных членов.

Крещение - одно из церковных таинств, самое главное и первое по времени совершения над человеком. Сам Господь наш Исус Христос заповедал Своим ученикам крестить все народы и сказал:

Кто будет веровать и креститься, спасен будет (Мк. 16:16).

Без крещения невозможно спасение души. Через Таинство Крещения человек входит в Церковь Христову, оно полагает начало спасительного пути человека, обретения Царства Божия, духовного рождения, освобождения от греховного плена темных сил. Новозаветная Церковь, основанная Христом, пришедшим не нарушить закон, но исполнить, усвоила иудейский обряд очищения для вступающих в нее, однако наполнила его новым благодатным содержанием. Великое таинство крещения было установлено Самим Господом нашим Исусом Христом, в водах Иордана. Господь открывает нам великую важность и необходимость крещения как средства очищения от грехов и духовного возрождения:

Если кто не родится Водою и Духом, не может войти в царствие Небес ное. (Евангелие от Иоанна, зач. 8).

В Крещении человек очищается от скверны первородного греха . Первородный грех - это не просто преступное, греховное действие человека, это состояние самой человеческой природы после грехопадения Адама. И поэтому крещение человека совершается лишь однажды, даже если после этого таинства христианин совершает личные грехи и жизнь человека не всегда соответствует высокому христианскому званию. Православная Церковь учит, что Таинство Крещения должно совершаться только посредством троекратного погружения крещаемого в воду. Само слово «крестить » по-гречески - «баптизо », означает погружение. Повсюду, где стоит слово «крестить», в оригиналах греческих служебников стоит слово погружать. Это учение и сообразное с ним действие Православной Церкви основывается на Священном Писании и свидетельствах древней Церкви. Ап. Павел учит:

Мы, крестившиеся в Исуса Христа, в смерть Его крестились… мы погреблись с Ним Крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни (Рим. 6:3–4).

Крещение - погружение в смерть Христову. Св. Кирилл Иерусалимский так толкует эти слова ап. Павла:

В погружении, как в ночи, ничего не видно, а при возникновении из воды снова как бы стали пребывать во дни.

По словам святителя, крещение символически означает тридневное пребывание Христа во гробе. Тело было скрыто. И поэтому если весь человек не скрывается в воде, он не погребён, не крещён. В соответствии с этим апостольские правила велят следующее:

Аще кто епископ, или пресвитер, совершит не три погружения… да будет извержен.

Отцы Церкви также учили о святом таинстве крещения. Преп. Иоанн Дамаскин говорил:

Крещение есть образ смерти Христовой; ибо в крещении троекратным погружением означается тридневное Господне пребывание во гробе.

Св. Василий Великий:

Великое таинство крещения совершается тремя погружениями и равночисленными им призываниями, чтобы и образ смерти отпечатлелся в нас, и просветились души крещаемых через подание им боговидения.

Св. Иоанн Златоуст:

Когда мы погружаем головы в воде, как бы в некоторый гроб, ветхий человек погребается, и потом, когда мы восклоняемся, - восстает новый.

Блаженный Иероним:

Мы крестимся во имя Отца и Сына и Святого Духа, и при сем трижды погружаемся.

Тертуллиан:

Трижды погружаемся, как Господь определил в Евангелии.

Св. Симеон Солунский:

Тогда крещаемый вводится в воду весь нагой, как и родился, и как был создан.

Русские древние рукописные служебники и свидетельства показывают нам, что крещение на Руси признавалось правильным, только если было совершено в три погружения. Владимирский Собор 1274 г. вводил запрет на обливательное крещение и считал законным только погружательное. Митрополит Киприан в ХIV в. говорил так:

Крещение же святое творити тако: не обливати водой, как латины творят, но погружати в реке или в сосуде чистом, установленном на сие.

Стоглавый Собор 1551 г. напоминал:

А детей бы крестили в церквах по уставу, и по преданию святых апостолов и святых отцов, а не обливали водой, но погружать в три погружения, якоже есть написано в печатных служебниках, и тако погрузив крещаемого, по сем помазует его святым миром.

Собор 1620 г. однозначно постановил совершать полное крещение над теми людьми, которые из-за католической богослужебной экспансии во время Смутного времени были крещены не погружательно. В тот раз патриарх Филарет даже настоял на крещении архиепископа Афиногена Крыжановского.

Крещению обязательно должно предшествовать научение. Поэтому важным элементом крещения человека является молитвенная подготовка к таинству - оглашение. Православная Церковь считает, что ни в коем случае нельзя крестить взрослого человека, который не подготовился к этому молитвою, постом и изучением основ Православной веры. Обычно время оглашения длится от полугода до двух лет, когда уже верующий человек ходит в храм на богослужение, соблюдает основные церковные установления - молитву, пост и постепенно вникает в то, куда он собирается прийти и какие обеты он планирует давать Богу. Но период оглашения не проходят крещаемые младенцы. Дело в том, что младенцы, которые еще не могут засвидетельствовать свою веру, крестятся по вере своих родителей. В Священном Писании описывается несколько случаев, когда крещение принимали люди по вере их ближних. Например, уверовавшая Лидия из Фиатир крестилась сама, а с нею и все домашние её (Деян. 16, 15). Или темничный страж из города Филиппы уверовал и крестился. А с ним крестились и все домашние его (Деян. 16, 33). Таким образом, по вере главы семейства крестились все домочадцы. Этим образом в Православной Церкви совершают и крещение младенцев - по вере родителей. Отсюда следует, что детей православных христиан необходимо крестить как только возможно быстрее после рождения. Ибо в крещении родители даруют своему чаду самый драгоценный дар, который только они могут ему преподнести в жизни. С другой стороны, если родители или люди, у которых ребенок находится на попечении, - неверующие, то крестить младенца в этой ситуации категорически невозможно. Нельзя крестить вообще всех рождающихся младенцев, а только детей православных христиан.

Всё сказанное приводит к тому заключению, что Таинство Крещения должно совершаться только через погружение, так как через погружение крестился Сам Христос от Иоанна, чрез погружение совершалось это таинство в древней Церкви, наконец, погружением в воду точно выражается внутренняя сила и действие крещения - наше духовное возрождение, спогребение со Христом и совоскресение с Ним. Крещение должно совершаться после определенной подготовки. Крещение обязательно должно быть совершено в жизни каждого христианина. И чем раньше крещение будет совершено, тем более полноценную земную жизнь человек может прожить.

Ветхозаветное крещение

История ветхозаветной Церкви содержит установление о крещении в воде с послемаккавейского периода, который начался с римского завоевания Иудеи в 63 г. до н.э. Крещение представляло собой не только физическое, но и нравственное очищение приступающего к нему человека. Так, Иоанн Предотеча крестил приходящих к нему в Вифаваре при Иордане. Вветхозаветные времена обряд очищения, сопровождавшийся погружением, был обязательным для каждого члена израильского общества. Вода использовалась в религиозной жизни богоизбранного народа для омывания приносимых жертв в Скинии, а также и в других случаях, предусмотренных законом Моисея. Исус Христос, приняв крещение от Иоанна в водах Иорданских, тем самым освятил его.

Новозаветное крещение

Таинство Крещения было установлено Исусом Христом перед Его Вознесением, когда Он сказал ученикам:

Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века.

Крещение в древней Церкви описано в Учении двенадцати апостолов (Дидахе) (I - начало II в.):

Крестите в живой (то есть проточной) воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же нет живой воды, крести в другой воде; если не можешь в холодной, то в теплой. А если нет ни той, ни другой, то возлей на голову трижды.

Во времена апостолов перед совершением Таинства Крещения человек должен был изучить основы христианской веры и покаяться в своих согрешениях. Тогда еще не существовало определенных установлений для совершения таинства. Из Нового Завета мы знаем случаи крещения людей апостолами, причем по прямому указанию Христа. Например, крещение апостолом Филиппом евнуха царицы Кандакии в реке. А также крещение апостолом Петром сотника Корнилия со всей его семьей и крещение, совершенное апостолом Павлом над темничным стражем, который обратился к христианской вере, увидев чудесное освобождение пленников от уз. В двух выше упомянутых случаях апостолы крестили целые семьи, в которых были и дети. Характер крещения в апостольские времена был исключительный и не мог оставаться таким и дальше, ввиду того активного распространения христианской веры.

Апостольские мужи (I - начало II века) крестили уже по следующей схеме.

  1. Оглашение (изучение основ христианской веры)
  2. Покаяние крещаемого и отречение от совершенных грехов
  3. Устное исповедание веры во Христа
  4. Троекратное погружение в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Крещение - радость для всей Церкви

Крещение не зря называют также Таинством Просвещения. Оно именуется так потому, что в Крещении человеку даруется свет Божественной благодати, делающий его способным к Богопознанию. Не крещен - значит не просвещен, как слепой не видит ни солнца, ни окружающих предметов, так и слепая, непросвещенная душа не способна к созерцанию Бога.

Крещение нового христианина - это праздник и великая радость для всей Церкви. Когда в семье рождается ребенок, то не только родители, но и вся семья, и ближние, и дальние родственники, и друзья, и просто знакомые радуются и поздравляют родителей с таким важным событием в их жизни, а новорожденному желают здоровья и всех благ. Но вот в святой Церкви совершается не менее важное событие - рождается во Христе новый человек. Однако все ли мы испытываем то же чувство ликования?

В древней Церкви крестили в самые торжественные дни года, в самые значимые христианские праздники. И само по себе крещение было тогда для верующих людей настоящим всеобщим церковным Праздником. Новокрещенные люди, облаченные в белые одежды, торжественно шли в главный Собор, при этом вся община молилась и ждала, когда они придут из крестильного храма. Только подумайте, вся община молилась и ждала! К сожалению, сегодня мы практически лишены этого ощущения всеобщего ликования, той радости, которая охватывала древних христиан только от осознания того, что к единому Телу Христову, ко Святой Церкви присоединился новый её член…

Нам всем важно помнить: всякое Крещение в Святой и Непорочной Церкви, независимо от того, кто его принимает - наш друг, родственник или совсем незнакомый нам человек, - это и наш с вами праздник, потому что мы все вместе составляем единое Тело Христово, которое через Крещение умножается. Просвещение, преображение происходит не только с крещаемым, но и со всей Церковью, а значит - и с каждым из нас.