Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний воскресный день мы называем Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощения. В этот день принято просить прощения и у своих ближних, друзей и знакомых, даже врагов, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись друг с другом.

На прощение друг друга нас подвигают слова сегодняшнего Евангельского чтения: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14–15). В центре этих слов стоит Бог. Если мы не будем прощать людям их согрешения, мы рискуем услышать от Бога в Оный день страшные слова: «и Я тебя не прощаю! Уйди от Меня во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов…» (см.: Мф. 13: 50; 22: 13).

Известный нам сегодня чин прощения появился в древних православных монастырях. В житии преподобной Марии Египетской мы видим свидетельство палестинской монашеской традиции V–VI веков. Чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к празднику Пасхи, в последний день перед Великим постом монахи уходили в пустыню для уединенной жизни на 40 дней. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то умирал от старости, кого-то могли постигнуть несчастья в суровой безлюдной пустыне. Потому, расходясь, отшельники, как перед смертью, просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды. И, конечно, сами от души всех прощали. Каждый понимал, что их прощание друг перед другом в преддверии Великого поста могло оказаться последним. Для того и появился существующий ныне чин прощения, чтобы примириться со всеми людьми и благодаря этому и с Богом.

Зачем же монахи для поста и молитвы уходили в пустыню? Ведь поститься и молиться можно и у себя дома.

Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности. Да, ограничения в пище и удовольствиях воспитывают в человеке способность к воздержанной жизни, но это еще не делает из человека настоящего христианина. Пост и молитва практикуются и в других религиях, есть и светские оздоровительные практики по лечению голоданием. В центре отшельнической жизни пустынников лежала другая и очень важная цель. Это – опытное переживание Богооставленности и опытное следование за распятым Христом.

Самый горький вопль человечества – это слова Христа со креста: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27: 46). Когда у человека нет ни родных ни близких, нет ни друзей, ни коллег, у него, по крайней мере, есть надежда на Бога. Но когда и Бог оставляет, человек приходит в состояние полного безутешного одиночества. Близость Бога, Его любовь чувствует чистое сердце человека, но если в сердце у человека грех – значит, там нет места для Бога. Ощущение внутренней пустоты, подавленности, уныния – это знак того, что в сердце есть грех. И если грех заполнит всё сердце, в конечном счете наступит Богооставленность, пустота и холод бездны.

Зная это, аскеты древности уходили в пустыню, чтобы, отрекшись от суеты мира, встретиться один на один с самим собою. Живя в миру, человек окружен суетой. Он может даже не ощущать атаки греха, ему кажется, что во всех проблемах виновны окружающие люди. Но, когда он оказывается в пустыне, ему уже некого винить. Один на один с собой подвижник начинает видеть себя изнутри, словно обнажает свой грех перед собою. Наблюдая за собой, за движением плоти и мыслей, аскет постепенно начинает замечать свои страсти. Опытно переживая голод и холод, он понимает, что, если он не избавится от страстей и не взыщет Бога, злая пустыня станет его вечным селением. Богом покинутая душа по смерти наследует ад.

Подвижники древности были глубокими богословами. Для них Великий пост был не только упражнением в посте и молитве, но и в размышлении о делах Божиих в человеческой истории, о ценности распятия Христова и славного Воскресения.

Когда согрешил Адам, он был изгнан из Рая. Из земли, где течет молоко и мед, он был выслан в пустыню с терниями и волчцами, в ту пустыню, в которой Адам должен был со скорбью питаться полевою травою, добывая себе хлеб в поте лица (см.: Быт. 3: 17–19). Однако это не вразумило детей Адама. И когда Бог послал на землю Христа, люди Его распяли. Сыны Адама распяли Того, Кто мог спасти их от плена греха и смерти. Они распяли Источник света и жизни вечной. Человек снова остался один. Но есть путь возвращения к Богу – последовать за Христом в пустыню, чтобы, отвергнув дела сатаны, взять крест и распять свою плоть со Христом.

Чтобы «упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху», писал апостол Павел, наша плоть со страстями и похотями, наш ветхий человек должен быть распят со Христом (см.: Рим. 6: 5–7). Жизнь в пустыне, в тесноте и лишениях – это практика такого распятия страстей и похотей, когда человек перестает угождать своей плоти и освобождает ум для созерцания вещей Божественных.

Если ощущение одиночества, опустошенности или уныния, в семье или в монастыре, – это признаки Богооставленности, то «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 22–23) – это признаки Богообщения, плоды Святого Духа. К этим дарам, а не к посту и молитве как самоцели, стремились аскеты древности, когда радостно прощались друг с другом в Прощеное воскресенье, чтобы с еще большей радостью собраться вместе перед Пасхой.

О чем же просить прощение в Прощеное воскресенье, если мы не собираемся уходить в пустыню, как иноки древности? Если мы не чувствуем, что кого-либо как-то сильно обидели?

Нужно просить прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Мы призваны любить каждого человека, а вместо этого мы нередко общаемся с другими людьми ровно настолько, насколько другой человек нам лично может быть интересен или полезен. Нам интересна только наша собственная персона и те люди, которые в данный момент нас слушают или нам угождают. В Прощеное воскресенье полезно почувствовать, какова мера нашего собственного эгоизма.

С точки зрения философии, эгоизм – это себялюбие, такое поведение, которое целиком определяется мыслью о собственном «Я», собственной пользе, выгоде, предпочтении своих интересов интересам других людей. С точки зрения психологии, эгоизм – это проявление интереса человека к самому себе, сосредоточение внимания на своих желаниях, влечениях, своем собственном мире.

Нередко эгоисты прикрываются заповедью «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19: 19). Но себялюбие и любовь к себе не только не тождественны, но и прямо противоположны. Себялюбие – это самодовольство, удовлетворенность самим собой, жизнь ради удовлетворения своих желаний. Любовь к себе – это уважение к своей целостности, уникальности личности, примирение со своими недостатками, знание особенностей Богом данного характера своей души. Любовь к себе неотделима от уважения, любви и понимания другого человека как не менее уникального образа Божия.

Апостол Павел все заповеди сводит к одной: «люби ближнего твоего, как самого себя», но здесь же вводит преамбулу: «любовью служите друг другу» (Гал. 5: 13, 14). Человек, который служит другому любовью, тем самым являет, что любит и самого себя. Любящий брата своего, которого видит, способен любить и Бога, Которого не видит (см.: 1 Ин. 4: 20). Напротив, эгоист, себялюбец не любит ни Бога, ни брата и даже с самим собою не имеет мира.

Себялюбец, который стал великим постником и молитвенником, ничего для своей души не приобрел. Самолюбивый постник – это тщеславный простец, который кормит свою ненасытную гордость. Напротив, подвижник, распявший себя со Христом, – кроткий как агнец, готовый пожертвовать собой ради ближнего и голодного, половину завтрака, обеда и ужина своего он готов раздать нищим.

Прося прощения у других людей в сегодняшнее воскресенье, давайте, братья и сестры, тем самым объявим войну своему эгоизму. Признаем свои недостатки перед другими людьми, поищем в Священном Писании и богослужении знания о Боге, постом смирим нашу плоть, оросим душу слезами покаяния, чтобы, очистившись телом и духом, нам встретиться с Воскресшим Христом.

Эту дорогу мы начинаем с того, что прощаем тех, кто обидел нас, и просим прощения у тех, кого вольно или невольно обидели мы. Прося прощения, мы должны упростить, сделать проще наши отношения с Богом и ближними. С этого и начинается борьба с эгоизмом, с этого начинается наше очищение сердца, с этого начинается Великий пост.

Пусть же Господь по молитвам всех, в подвиге поста просиявших, даст нам сил примириться со всеми и через Великий пост в мире пройти к Светлой Пасхе Христова Воскресения.

В книге «Внутренний огонь» («The Fire from Within») Карлос Кастанеда слышит эти слова от своего учителя-мага: «Самолюбие - главный враг человека. , вызываемое поступками и проступками других людей, ослабляет человека . Самолюбие требует от человека большую часть жизни жить в обиде на кого-то или что-то» . Это главная помеха воссоединению с , и «несовпадения» здесь случаются слишком часто.

В сущности, самомнение - это ощущение собственной исключительности, так что давайте на этом остановимся. Иметь самоуважение и ощущать свою уникальность важно и даже необходимо. Проблема, однако, возникает тогда, когда вы начинаете идентифицировать свою истинную сущность со своим телом, своими достижениями и своими материальными приобретениями. Это побуждает вас считать людей, добившихся меньших успехов, чем вы, людьми низшего сорта, и ваше чувство собственного превосходства делает вас чрезвычайно уязвимыми - вам кажется, что вас со всех сторон хотят принизить. Подобная ложная самоидентификация является источником большинства ваших проблем, как и проблем человечества в целом.

Ощущение собственной исключительности - причина завышенной . Кастанеда после многих лет общения с индейскими шаманами пишет о бесплодности самолюбия:

«Чем больше я думал об этом, чем больше обсуждал эту идею, чем больше наблюдал за собой и другими людьми, тем больше я убеждался в том, что существует нечто, делающее нас неспособными на какие-либо поступки или даже мысли, которые не имели бы в качестве точки фокуса наше собственное „я"».

Когда в фокусе внимания находится «я», трудно отделаться от иллюзии, что вы есть ваше тело, существующее совершенно отдельно от других тел. Это чувство изолированности побуждает вас соперничать, а не сотрудничать с другими людьми. В конечном счете это разводит вас с Духом и становится колоссальной помехой вашему воссоединению с силой намерения.

Чтобы обуздать чрезмерное самолюбие, вы должны прежде всего осознать, какую огромную роль оно играет в вашей жизни. - это попросту представление о том, кто вы есть, которое вы носите в себе. От эго нельзя избавиться хирургическим путем, нет такой операции под названием «эгоэктомия». И это ваше представление о себе самом постоянно лишает вас способности воссоединиться с намерением.

Семь шагов к избавлению от оков эго

Вот семь идей, которые помогут вам преодолеть болезненное самолюбие и ложные представления о своей личности. С их помощью вы перестанете идентифицировать себя с самолюбивым эго.

1. Перестаньте обижаться. Поведение других людей - еще не повод опускать руки. То, что обижает вас или оскорбляет ваше чувство собственного достоинства, только ослабляет вас. Если вы ищете повод обидеться, вы будете находить его на каждом углу. Это ваше эго убеждает вас, что мир не должен быть таким, какой он есть. Но вы можете научиться ценить жизнь такой, как она есть, и достичь гармонии с универсальным Духом Созидания. Обижаясь, обрести силу намерения нельзя. Всеми доступными вам средствами боритесь со злом, существующим в мире и порождаемым массовой эго-идентификаци-ей людей, но сохраняйте в душе покой и миролюбие. Чувство обиды порождает такую же деструктивную энергию, как и та, что оскорбила вас, и ведет к атакам, контратакам и в конечном счете к войне.

2. Откажитесь от потребности побеждать. Эго любит делить людей на победителей и побежденных. Погоня за победой - верное средство избежать контакта сознания с намерением. Почему? Потому что всегда побеждать невозможно. Обязательно найдется кто-то быстрее, удачливее, моложе, сильнее, умнее вас - и породит в вас чувство собственной беспомощности и бесполезности.

Вы не есть ваши победы. Вы можете радоваться состязанию, играть в мире, где победа - всё, но вы не должны быть там в ваших мыслях. В мире, где у всех один общий источник энергии, победителей и побежденных нет и быть не может. Можно лишь сравнивать ваши сегодняшние достижения с сегодняшними же достижениями других людей. Но сегодняшний день - лишь один из многих дней, а завтра появятся новые соперники и новые обстоятельства. И завтра вы сохраните свое бесконечное присутствие в своем теле, которое станет на день (или на десятилетие) старше. Откажитесь от потребности побеждать, признайте, что противоположностью победы является поражение. Это ваше эго боится поражений. Если ваше тело сегодня не выигрывает, это попросту не имеет значения, раз вы не идентифицируете себя исключительно со своим эго. Будьте наблюдателем, наслаждаясь состязанием, но не чувствуя потребности завоевать трофей. Стремитесь к миру, и вы придете в гармонию с энергией намерения. И что интересно, когда вы перестанете волноваться по поводу побед, их станет в вашей жизни гораздо больше.

3. Откажитесь от потребности быть всегда правым.

Эго является источником множества конфликтов и раздоров, потому что подталкивает вас обвинять других людей в неправоте. Когда вы враждебно настроены по отношению к окружающим, вы отдаляетесь от силы намерения. Дух Созидания исполнен доброты, любви и отзывчивости, и ему чужды чувства гнева, обиды или горечи. Отказ от потребности быть всегда правым означает, что вы говорите своему эго: «Я не твой раб. Я хочу быть добрым и отвергаю потребность быть всегда правым. Более того, я собираюсь дать этому человеку шанс почувствовать себя на высоте, сказав ему, что прав он, и поблагодарив его за то, что указал мне путь к истине».

Когда вы отказываетесь от потребности быть всегда правым, вы способны укрепить связь с силой намерения. Но имейте в виду, что эго - противник серьезный. Я знал людей, готовых скорее умереть, чем отказаться от своей правоты. Я знал людей, у которых рушились прекрасные семьи из-за их несогласия поступиться своими принципами. Я призываю вас отказаться от этой эгоцентричной потребности быть правым, останавливая себя в пылу спора и спрашивая себя: «Я хочу быть правым или счастливым?» Когда вы делаете выбор в пользу счастья, любви, духовности, ваша связь с намерением укрепляется. Универсальный Источник начинает сотрудничать с вами, помогая вам жить той жизнью, которая вам предназначена судьбой.

4. Откажитесь от потребности в превосходстве. Ваше истинное достоинство не в том, чтобы быть лучше других, а в том, чтобы вы стали лучше, чем были. Сосредоточьтесь на собственном развитии, росте над собой, постоянно сознавая, что на этой планете никто не может назвать себя лучше других. Мы все - создания одной и той же животворящей силы. У каждого из нас есть миссия реализовать свою исконную сущность, каждый должен осуществить свою судьбу. Все это невозможно, если вы считаете себя выше других. «Мы все равны в глазах Господа». Это сказано давно, но до сих пор сохраняет свою актуальность. Откажитесь от потребности ощущать свое превосходство, видя в каждом человеке божественное проявление. На судите о других людях по их внешности, достижениям, богатству и другим критериям эго. Когда вы проецируете свое чувство превосходства в окружающий мир, оно возвращается обратно, приводя к обидам и вражде. Эти чувства уводят вас от намерения. «Исключительность всегда познается в сравнении. Чувство собственного превосходства основывается на недостатках, наблюдаемых в других людях, и поддерживается постоянным поиском таких недостатков».

5. Откажитесь от потребности иметь больше. Мантрой эго является слово «больше». Эго ненасытно. Какими бы ни были ваши достижения и приобретения, эго твердит, что этого недостаточно. Вы находитесь в постоянном поиске и лишаете себя возможности когда-либо достичь места назначения. Однако на самом деле вы уже прибыли, и как вы намерены использовать данный момент своей жизни, выбирать вам. Ирония жизни такова, что, когда вы перестаете желать большего, все, чего вы хотите, начинает все большим потоком вливаться в вашу жизнь. Когда вы отрешаетесь от потребности в большем, вам становится легче делиться тем, что вы имеете, с другими, потому что вы понимаете, как мало вам на самом деле нужно для полного удовлетворения и достижения душевного покоя.

Универсальный Источник довольствуется собой, постоянно расширяясь, создавая новую жизнь и никогда не пытаясь эгоистично цепляться за свои творения. Он создает жизнь и отпускает ее в свободное плавание. Отказываясь от потребности своего эго иметь больше, вы действуете в унисон с Источником. Вы создаете, а потом отпускаете свои творения, никогда не требуя ничего взамен. Высоко ценя все, что появляется в вашей жизни, вы усваиваете урок, преподанный нам святым Франциском Ассизским:

«Только отдавая, мы получаем».

Позволяя изобилию свободно притекать в вашу жизнь, вы приходите в гармонию с Источником и сохраняете уверенность в том, что этот поток никогда не иссякнет.

6. Откажитесь от самоидентификации через достижения. Это может оказаться трудно, если вы привыкли оценивать себя по своим достижениям. Бог пишет всю музыку, Бог поет все песни, Бог строит все здания, Бог - источник всех ваших достижений. Я слышу громкие протест вашего эго. И тем не менее настройтесь на эту идею. Все происходит из Источника! Вы и Источник суть одно целое! Вы - не ваше тело и не достигнутые им успехи. Замечайте все и будьте признательны за способности, которыми вы наделены, и за имущество, накопленное вами. Но признавайте, что все это дело рук силы намерения, которая создала вас и материализо-ианной частью коей вы являетесь. Чем меньше вы приписываете свои заслуги себе и чем больше вы привержены семи ликам намерения, тем большего вы способны достичь. Когда же вы берете все на себя и считаете, что вы все это сделали сами, вы утрачиваете душевный покой и чувство признательности Источнику.

7. Откажитесь от своей репутации. Ваша репутация складывается не в вашем сознании, а в умах других людей. Следовательно, вы не имеете над ней никакой власти. Если вы спросите мнение 30 человек, у вас будет 30 репутаций. Воссоединение с намерением означает, что вы слушаете свое сердце и поступаете согласно своему предназначению. Если вы слишком озабочены тем, как вас воспринимают другие люди, вы отдаляетесь от источника энергии и утверждаетесь во мнении, что ваша миссия - доказывать всем, какой вы молодец, и тратить всю свою энергию на попытки завоевать лучшую репутацию среди других эго. Делайте то, что делаете, так как к этому вас призывает ваш внутренний голос - постоянно связанный с Источником и . Оставайтесь верны своему предназначению, отрешитесь от результата и отвечайте за то, что вам подвластно: за свой характер. Пусть о вашей репутации судят другие, к вам это никакого отношения не имеет.

Пять советов по практическому применению идей из этой главы

1. Следите за своим внутренним монологом. Отмечайте, насколько часто ваши мысли фокусируются на том, чего вам не хватает, на негативных жизненных обстоятельствах или на мнении окружающих о вас. Чем внимательнее вы будете прислушиваться к внутреннему монологу, тем скорее научитесь мгновенно переключаться с негативных мыслей на позитивные, с «Мне ужасно много не хватает» на «Я намерен добиваться желаемого и перестать думать о том, что мне не нравится». Этот новый внутренний монолог становится звеном, связывающим вас с силой намерения.

2. Привносите свет в моменты сомнений и уныния. Замечайте моменты в жизни, не отвечающие вашей высшей природе. Отвергайте мысли о своей неспособности идти в ногу с намерением. «Оставайтесь верны свету» - вот хороший совет. Недавно один мой друг и учитель, узнав о трудностях, которые мне пришлось пережить, написал мне: «Помните, Уэйн, что солнце светит и за облаками тоже». Будьте верны свету, который всегда есть.

3. Держитесь подальше от низкой энергии. Помните, что все, включая ваши мысли, обладает определенной энергетической частотой, которую можно измерить, чтобы решить, укрепляет она вас или ослабляет. Когда вы ловите себя на низкоэнергетических мыслях или оказываетесь в поле низкой, ослабляющей вас энергии, постарайтесь привнести в ситуацию более высокочастотные вибрации.

4. Дайте понять своему эго, что оно больше не властно над вами.

5. Старайтесь видеть в препятствиях возможности для проявления вашей несгибаемой силы намерения. Именно несгибаемой. «Я намерен оставаться на связи с моим Источником и черпать в нем силу». Это означает сохранять душевный покой, отрешаться от обстоятельств, видеть себя наблюдателем, а не жертвой и, целиком доверившись Источнику, знать, что вы получите от него всю необходимую вам помощь и поддержку.

по материалам из книги: Уэйн У.Дайер - "Сила Намерения" .

Название эгоизм произошло от слова «эго», означающее местоимение «Я». Он присущ для каждого человека в разумных пределах. Однако в случае, если эгоизм берет верх над другими чувствами, это может мешать общению с людьми, поэтому следует задуматься, как избавиться от эгоизма, чтобы наладить отношения с окружающими и личную жизнь.

Проявление эгоизма

Эгоизм – это вполне адекватная модель поведения человека, при которой его действия направлены на получение выгоды для себя. Собственные интересы всегда выше чужих для любого человека. Долгое время считалось, что противоположностью эгоизма является альтруизм, хотя сейчас это определение используется редко.

Альтруизм – это проявление самоотверженности, бескорыстное стремление к тому, чтоб другие люди имели самое лучшее. Альтруисты встречаются среди обычных людей достаточно редко.

Философия эгоизма

Многие философы придерживаются того мнения, что действия, направленные на благо других людей – это ни что другое, как обычный китч. Такое поведение вызвано определенными стремлениями, основанные на простом эгоизме. Эгоизм берет свое начало из тех времен, когда жизнь человека была подчинена животным инстинктам. Эгоизм – это опора жизненных стремлений к лучшему.

Рождаясь, человек требователен к своим родителям с целью получения внимания и ласки. В последствие возникают иные стремления и цели – заслужить любовь близких и друзей, получить хорошее образование и хорошую работу, завести семью и детей, чтоб было, кому любить и о ком заботиться. Все это человек делает исключительно для себя любимого.

Прежде чем мы расскажем о том, как избавиться от эгоизма, отметим, что он бывает двух видов – рациональный эгоизм и гедонизм.

Рациональный эгоизм – это проявление собственной индивидуальности. Это тот вид эгоизма, который проявляется без ущерба для других людей с целью защиты собственных интересов.

Геодонизм – это чрезмерный эгоизм, бесцельный, не эффективный, приносящий вред другим людям. Именно этот вид эгоизма требует задуматься о том, как побороть в себе эгоизм. Однако люди считающие, что все средства имеют смысл в достижении желаемого, ни когда не задумаются над тем, как избавиться от этой черты характера.

Важно для человека делать различия между стремлениями не только своими, но и чужими. Это поможет в дальнейшем не причинить вред другим людям, быть гуманным по отношению к ним. Однако не следует забывать, что собственные интересы – это не менее важно, нежели интересы других людей. Поэтому во всем необходимо придерживаться «золотой середины».

С раннего детства нам внушают, что эгоизм – это плохо. И это действительно так. Дети не умеют обращать внимание на нужды других людей. Пока они маленькие, такое поведение оправдано. Лишь когда дети вырастают, чрезмерный эгоизм мешает существовать в социуме. Именно поэтому необходимо понимать ту грань, когда он возможен или нет.

У каждого человека должна быть модель отрицательного и положительного поведения. Поэтому последствия эгоистического поведения уже необходимо учитывать. Если проявление эгоизма несет людям пользу, то в нем нет ни чего плохого. От эгоистичных желаний следует отказаться, если это может привести к негативным последствиям.

Прежде чем думать, как избавляться от эгоизма, необходимо поразмышлять над тем, как именно отнесутся окружающие к определенному поступку и хотелось бы вам, чтоб в отношении вас поступили так же.

У жены хорошее настроение, она рада и хочет сделать хорошее своим близким. Это приводит жену к мысли приготовить вкусный ужин. Она руководствуется собственными желаниями, однако делает приятное и другим. В таком эгоизме нет ни чего плохого.

Жена хочет купить себе дорогую вещь, в то время, как деньги нужны для осуществления необходимой покупки одному из членов семьи. Поступок жены может навредить ее близким людям. Его не следует делать даже при большом желании получить вещь. Думая не только о себе, но и о своих близких, можно легко избавиться от чувства эгоизма.

Учитывайте интересы других, принимая решения, сознательно заставляйте себя делать подарки людям, тратить ежемесячно какую-то сумму на других людей, занимайтесь волонтерством - так вы привыкните к тому, что вы - не единственный человек в этом мире и способны порадовать, а то и осчастливить окружающих, и вам не придется размышлять, как избавиться от эгоизма - вы просто забудете о нем.

Преодоление эгоизма

Как избавиться от эго? Вопрос подтверждения собственной индивидуальности очень волнителен и прямолинеен, который характеризует стремление реализации своего эго. Однако довольно большая часть людей стремится найти решение по поводу того, как избавиться от эго, ведь они ошибочно полагают, что оно сильно мешает им жить и не дает плодов в стремлениях и начинаниях.

В психологии человека эго решает очень важные вопросы, являясь основным средством для отожествления себя с определенными предметами, явлениями и качествами. При этом за счет него реализуется основная часть самосознания, без которой не имеется возможности существование личности и индивида в целом.

Такое ошибочное стремление как избавиться от эго заставляет человека полностью существовать только за счет собственной интеллектуальной жизни, не имея возможности радоваться свершениям. Это значит, что из свободного творческого индивида он превращается в слугу. Примеров таких людей в истории не имеется, так как ни один из срамившихся не смог не отожествлять себя с определенными объектами или явлениями нашего мира.

Сумев избавиться от эгоизма, потеряв эго человек не лишается индивидуальности, но не сможет найти себя среди общества, так как не определит собственную принадлежность к какой-либо его категории. По сути, он не поймет и то, что конкретно значит социум для всех людей, станет ценить индивидуальность и забросит общение, отодвинув его на самый из всех задних планов.

Объективно говоря, отметая амбиции, ради которых он должен стараться, потерявший эго не является членом общества по сути, так как не осознает свою значимость в нем. При этом многие принимают за истину, что потерять эго значит отойти от обыденных канонов взаимодействия людей, соответственно которым подразумевается желание получить пользу для себя от конкретного случая и ситуации. Ранее это принимало вид отшельничества, тогда как сегодня это не является распространенным явлением, так как большая часть людей хочет оставить после себя значимое свершение или действие.

Желание остаться в истории – это то, что помогает индивиду реализовывать свой творческий и интеллектуальный потенциал для получения собственной выгоды. При этом также нельзя утверждать, что знаменитые альтруисты и меценаты были людьми, которые успешно нейтрализовали свое эго.

Это не является таковым, потому как иначе о них ничего известно не было бы. Потому эго – это неотъемлемая часть уровней сознания человека, которая дана ему природой и развита собственным стремлением. Из-за этого эго и нельзя нейтрализовать, нельзя ограничить, нельзя уничтожить – оно всегда будет давать знать о своем существовании.

Любовь к самому себе, забота о своем здоровье и благополучии – это нормальные явления. Но нередко самолюбие превращается в эгоизм, и тогда человек ради своей выгоды готов пожертвовать интересами даже своих близких. Наверное, вам неоднократно приходилось сталкиваться с эгоистичными людьми. А возможно, вас самих обвиняли в таком отношении к окружающим? Как избавиться от эгоизма? И стоит ли это делать, ведь человеку свойственно думать в первую очередь о себе?

Эгоизм – благо или зло?

Эгоизм можно назвать одним из проявлений инстинкта самосохранения, он выражается в защите своих прав, интересов, благополучия. Возможно, вы не видите в этом ничего дурного, оправдывая себя или смиряясь с поведением близких. Но давайте попробуем разобраться, какой он – эгоист.

  1. Он заботится только о себе, даже не замечая проблем других.
  2. Он не способен любить, так как не желает жертвовать своим временем, комфортом, свободой, идти на уступки.
  3. Он считает себя умнее, способнее и, главное, достойнее других. А счастье постороннего воспринимает как личное оскорбление.
  4. Он завистлив. И когда не может стать лучше, обливает грязью окружающих, принижая их достоинства.
  5. Жадность, корысть, черствость для него норма.
  6. Он использует людей ради своей выгоды и без сожаления рвет контакты с теми, кто стал бесполезен.

Согласитесь, не слишком симпатичный портрет. Вы хотели бы, чтобы такой «подарок» оказался рядом, был вашим другом, коллегой, возлюбленным?

Если вы слышите в свой адрес обвинения в чрезмерном себялюбии, если в нарисованном нами портрете узнали себя, то надо избавиться от эгоизма. Человек, считающий, что можно построить свое счастье на бедах других, обречен на одиночество.

Чтобы решить эту проблему, надо осознать ее, и это, пожалуй, самое сложное. Многие не признают себя эгоистами или не считают это качество своим недостатком. Но если у вас появилась потребность от него избавиться, то полдела уже сделано.

В мыслях все мы стремимся стать лучше, убеждаем себя в необходимости заботиться о близких, оправдываем свою позицию или мучаемся угрызениями совести. Менять нужно само мировосприятие и поведение.

  1. Оглянитесь вокруг, присмотритесь внимательнее к окружающим. Постарайтесь понять, какие проблемы их заботят, о чем беспокоится родственник, друг, коллега.
  2. «Примерьте» на себя эти проблемы, постарайтесь не просто войти в роль другого человека, а почувствовать его переживания. Развитие эмпатии – способности к сопереживанию, сочувствию – прекрасное средство избавления от эгоизма.
  3. Научитесь слушать. Эгоисты очень любят рассказывать о своих проблемах, заслугах или обидах. Запретите себе это, а постарайтесь разговорить собеседника, расспрашивайте его, проявите интерес, обращайте внимание на мимику, жесты, интонации.
  4. Станьте частью социума, команды. Можно записаться в кружок, спортивную секцию, пойти в поход. А еще лучше посетить социально-психологический тренинг, где вас научат взаимодействию в группе и доверию к другим людям.
  5. Заботьтесь о других. Если пока окружающие люди не вызывают желания о них позаботиться, то заведите котенка или щенка. Пушистый домашний питомец – прекрасное «лекарство» от эгоизма.

Преодолеть эгоизм непросто, ведь он вырабатывался годами. Скорее всего, истоки такого отношения к окружающим нужно искать в раннем детстве. Будьте готовы, что чрезмерное себялюбие, черствость, жадность будут еще долго портить ваши отношения с людьми. Но старайтесь контролировать себя и со временем вы поймете, что окружающие достойны вашей любви и уважения.

Эгоизм является негативной чертой характера , способной полностью разрушить отношения человека с окружающими его людьми.

Как победить эгоизм в себе? Избавиться от излишнего эгоизма можно, следуя советам психологов .

Понятие

Эгоист — личность, ставящая индивидуальные интересы превыше интересов других людей и руководствующаяся в любых своих действиях исключительно мотивом получения выгоды.

Эгоист совершает поступки исключительно ради себя.

Потребности других людей, их ценности и взгляды такому человек глубоко безразличны .

Каждый из нас в некоторой степени обладает эгоистическими чертами. У кого-то они выражены в меньшей степени, а у кого-то в большей.

Эта особенность психики объясняется природой человека, который для выживания должен преследовать собственные интересы и заботиться о себе .

Постоянная зацикленность на исполнении собственных желаний не дает возможности расслабиться и получать удовольствие от обычных житейских радостей.

Если поставленных целей не достичь, человек испытывает чувство неудовлетворенности, злости и раздражения. Иными словами, он сам себе определяет границы, в которых постоянно существует.

Вера в исключительность собственной персоны приводит к постоянным конфликтам с окружающими , в том числе с самыми близкими людьми. Атмосфера недоброжелательности, которая всегда окружает эгоиста, делает его мнительным и нервным.

Он невероятно уязвим , поскольку излишняя концентрированность на себе не позволяет объективно оценивать обстановку вокруг и отношение окружающих людей. В итоге человек попросту не замечает неприязни, иронии и издевок, замаскированных ложной доброжелательностью.

Если вовремя не остановиться, то пагубная черта характера может перерасти в свою крайнюю степень — эгоцентризм.

В этом случае человеку кажется, что он «пуп Земли» . Постоянное желание говорить только о своей персоне делают человека всеобщим посмешищем.

Его значимость, как правило, имеет абсолютно иллюзорный характер и существует только в его воображении.

Окружающих людей подобное поведение лишь раздражает и смешит .

С эгоистом невозможно построить продуктивную беседу, поскольку любой разговор он сведет к интересующей конкретно его теме.

Как распознать в себе эти черты?

Такие люди сами страдают от собственного . Сделать вывод о наличии у себя негативных наклонностей можно по следующим особенностям поведения:

  1. Излишняя гордость . Стремление отгородиться от окружающих, не принимать ничьей помощи, отстаивать свою позицию до конца.

    Гордыня препятствует выстраиванию доверительных отношений и мешает обращаться за помощью, когда она действительно требуется.

  2. Привычка хвастаться . Эгоист любит выпячивать на всеобщее обозрение свои достоинства, достижения. Ему нравится вызывать чувство зависти. Обладание тем, чего нет у других, доставляет ему невыразимое удовольствие.
  3. Отсутствие самокритичности. Уверенность в собственной правоте приводит к отсутствию способности объективно оценивать свои поступки и действия. Продуктивная самокритика у любого человека является залогом развития и совершенствования. Соответственно, эгоист не стремится работать над собой, поскольку не признает существования у себя недостатков.
  4. Завышенная самооценка . Излишняя уверенность в своей внешности, человеческих и профессиональных качествах мешает во взаимоотношениях с людьми. Никто не любит самовлюбленных личностей, которые демонстрируют слишком высокое мнение о своей персоне. Человека в обществе оценивают с точки зрения его достижений, личностных качеств и отношения к другим людям.

    Если за завышенной не стоит реальных достижений, то она вызывает лишь насмешки и раздражение у окружающих.

  5. Забота только о себе . Значение для человека имеют только собственные интересы. В критической ситуации он никогда не пожертвует собой ради других, зачастую даже самых близких людей. Альтруистические наклонности полностью отсутствуют у данных личностей.
  6. Избегание ответственности за себя, за близких . Нежелание нести ответственность за себя, за близких свидетельствует о стремлении избежать сложностей и оградиться от излишних переживаний. Усложнять свое существование различными заботами эгоист не хочет. Ему выгоднее наслаждаться жизнью пока другие люди решают реальные проблемы. Нередко в пару себе такие люди выбирают ответственных, заботливых партнеров, которые взваливают на свои плечи все заботы.
  7. Грубость . Пренебрежение нормами морали и этики. Абсолютное безразличие к тому, что скажут или подумают другие о неподобающем поведении. Человек может говорить грубости старшим родственникам, демонстрировать неуважение к авторитетным людям, хамить в общественном транспорте и т.д.

    Демонстрация подобного поведения часто принимается за «невоспитанность», но в основе его лежит элементарное неуважение к обществу и существующим в нем порядкам.

  8. Нетерпимость к людям . Ошибки, недостатки других людей вызывают всегда волну критики и раздражения. Признается лишь авторитет собственного мнения, а вероятность наличия другого взгляда на ситуацию попросту не допускается. Часто подобное поведение демонстрируют руководители, которые становятся настоящими тиранами для своих подчиненных.
  9. Привлечение к себе внимания . Увлеченность собственной персоной требует постоянного . Наличие зрителей необходимо для того, чтобы почувствовать свою значимость, публично продемонстрировать свои умения и достижения. В основе подобного желания лежит получение одобрения, признания со стороны других членов общества. Причем эгоист, как правило, обращает внимание только на внешние проявления, не осознавая реального отношения людей к нему.
  10. Обидчивость . Излишняя заинтересованность в себе и зацикленность на собственных интересах приводят к тому, что человек предъявляет повышенные требования к окружающим.

    Он ожидает, что все вокруг будут стремиться сделать то, что он хочет. Столкнувшись с безразличием или непониманием, он демонстрирует обиду.

Я — эгоист: что делать? Проблема эгоизма может быть свойственна как , так и женщине. Но среди мужчин подобное поведение встречается чаще .

Женщины по своей природе призваны заботиться о своем муже, о родителях и детях.

Ответственность за близких людей не позволяет женщине полностью сконцентрироваться только на собственной персоне .

Тем не менее, и среди женщин встречаются эгоистки. Как перестать быть эгоистом или эгоисткой?

Победить негативную черту представителям обоих полов очень непросто, но при постоянной работе над собой можно достичь значительных результатов. Залогом успеха является постоянный самоконтроль и желание изменить свой характер в лучшую сторону.

Необходимо бороться. По мнению психологов, выработка следующих навыков поможет достичь успеха:


Если самостоятельно справиться с негативной чертой не получается, следует обратиться за помощью к психологу. Грамотный специалист поможет разобраться в причинах подобных проблем и изменить ситуацию.

Как правило, эгоисты — это глубоко несчастные люди, которые не могут разобраться в мучающих их внутренних противоречиях и желаниях. Человек, находящийся в гармонии с собой, всегда открыт другим людям.

Итак, эгоизм является негативной чертой характера, отравляющей жизнь самому человеку и его окружению. Следуя советам психологов, можно избавиться от типичных проявлений эгоистического поведения и сделать свою жизнь намного лучше.

Как не быть эгоистом? Узнайте из видео: